Новости
Рекомендации по использованию диагностических средств для оценки психической деятельности ребенка младшего и старшего дошкольного возраста (от 3 до 7 лет), направляемого на ПМПК
31
июля
2019
Т.П. Носоченко, старший методист МБУ «ЦМППС»,
руководитель ПМПК
Основным методом оценки психической деятельности детей младшего и старшего дошкольного возраста является метод наблюдения. Он представляет уникальную возможность оценить практически любой параметр психического развития ребенка, как в условиях свободной самостоятельной деятельности, так и в условиях его взаимодействия со взрослыми - психологом или родителями.
Оцениваются следующие показатели:
- характер самостоятельной игры и поведения ребенка;
- особенности взаимодействия с взрослым;
- характер выполнения заданий и стратегия их выполнения;
- особенности эмоционального реагирования ребенка;
- темп и продуктивность деятельности ребенка;
- внимание (устойчивость, возможность распределения, переключения);
- эмоционально-личностные особенности.
Ограничения. Методика не имеет ограничений.
Дети младшего дошкольного возраста (3-5 лет)
- Оценка особенностей мнестической деятельности.
Методика «Запоминание двух групп слов»
Методика направлена на исследование скорости и объема слухоречевого (зрительного для детей с нарушением слуха) запоминания, влияния фактора интерференции при запоминании материала, проблем избирательности мнестических следов, возможностей удержания порядка предъявляемого материала.
Оцениваются следующие показатели:
- объем запоминаемого материала;
- количество необходимых для полного запоминания ребенком повторений как первого, так и второго запоминаемого материала (скорость запоминания);
- возможность удержания предъявляемого порядка слов;
- наличие привнесенных слов и слов, близких по смыслу или звучанию (парафазии);
- наличие интерферирующих влияний на воспроизводимый по «группам» материал;
- прочность мнестических следов (при отсроченном воспроизведении);
- особенности фонематического восприятия.
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями слуха, детей с тяжелыми нарушениями развития, в том числе с грубыми нарушениями коммуникации и расстройствами аутистического спектра, множественными нарушениями развития.
- Исследование перцептивно-действенного компонента мышления
Методика Выготского—Сахарова
Оцениваются следующие показатели:
- соответствие уровня развития перцептивно-действенного мышления возрасту;
- уровень актуального понятийного развития,
- объем помощи взрослого;
- способность охарактеризовать выделяемый признак.
Ограничения. Методика не может быть использована при преобладании ротового обследования предметов над непосредственной манипулятивной и исследовательской деятельностью (при тяжелой степени тотального недоразвития ВПФ). Не используется для детей с тяжелыми нарушениями зрения, аутистического спектра, множественными нарушениями развития.
Методика «Детская предметная классификация»
Оцениваются следующие показатели:
- актуальный уровень обобщающих операций, и понятийного мышления, характерный для «спонтанной» познавательной деятельности ребенка;
- характер обобщающих операций;
- наличие латентных выборов;
- стратегия деятельности ребенка.
Ограничения. Методика не может быть использована при работе с детьми с тяжелыми нарушениями зрения и грубыми нарушениями взаимодействия.
Методика «Вербализация простых пространственных представлений»
Оцениваются следующие показатели: возможность понимания и использования в собственной речи предлогов, наречий и простых предложных конструкций. Анализируется понимание и использование предлогов для оценки взаимоотношения объектов и собственного тела, а далее и объектов между собой (возможность называния взаиморасположения объектов в пространстве).
Ограничения. Не используется для детей с тяжелыми нарушениями зрения. Для детей с тяжелой двигательной патологией необходимо изменение формата изображений - сильное увеличение расстояний между ними.
Дети старшего дошкольного возраста ( 5 - 7 лет).
- Исследование операциональных характеристик деятельности (темп, продуктивность, работоспособность)
Методика Пьерона-Рузера
Оцениваются следующие показатели:
- возможность удержания инструкции (программы, алгоритма деятельности);
- целенаправленность деятельности;
- параметры внимания (устойчивость, распределение и переключение);
- количество правильно заполненных фигур по отношению к общему их количеству (индекс правильности);
- число заполненных фигур за каждую минуту, (динамика изменения темпа деятельности);
- количество ошибок за регистрируемые отрезки времени (динамика изменения количества ошибок);
- распределение ошибок (и их количества) в разных частях листа. В данном случае анализируются как характер распределения ошибок в пространстве бланка (в верхней и нижней части бланка, в правой и левой), так и особенности динамики работоспособности и ее влияния на количество ошибок;
- характер необходимой мотивации деятельности (мотивация достижения, соревновательная, игровая и т.п.)
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными степенями умственной отсталости, с тяжелыми двигательными и множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
- Исследование параметров внимания (устойчивость, возможность распределения, переключения)
Методика В.М. Когана
Оцениваются следующие показатели:
- возможность распределения и переключения внимания;
- возможность распределения внимания по двум признакам (счет и сортировка по цвету);
- возможность распределения внимания по трем признакам одновременно (при использовании таблицы);
- мануальные предпочтения — какой рукой ребенок держит карточки, какой раскладывает, меняет ли руки, насколько они взаимодействуют;
- специфика ориентации в пространстве листа;
- наличие упорядоченной стратегии поиска и пространственный характер этой стратегии
- особенности тонкой моторики: насколько ребенок ловко удерживает, перебирает и раскладывает карточки;
- замечает ли ребенок свои ошибки (критичность);
- как эмоционально реагирует на замеченные взрослым ошибки.
Ограничения. Методика не может быть использована для исследования слепых детей, детей с выраженными нарушениями коммуникации, множественными, сочетанными нарушениями развития, при формах двигательных нарушений, когда ограничены функции моторики рук. Дети с нарушениями слуха хорошо используют невербальную инструкцию «по подобию» при выполнении задания.
- Оценка зрелости функции программирования и контроля и собственной регуляции деятельности.
Методика «Заборчик»
Оцениваются следующие показатели:
- возможность удержания простого алгоритма на материале графической деятельности;
- темп и продуктивность деятельности;
- наличие специфических трудностей (грубых нарушений регуляции).
Ограничения. Методика не может быть использована для исследования слепых детей, детей с выраженными нарушениями коммуникации, множественными, сочетанными нарушениями развития, при формах двигательных нарушений, когда ограничены функции моторики рук. Дети с нарушениями слуха хорошо используют невербальную инструкцию «по подобию» при выполнении задания.
Методика «Шифровки»
Оцениваются следующие показатели:
- возможность выполнения задания - понимания инструкции;
- удержания более сложного моторного алгоритма деятельности;
- возможности переключения внимания и его распределения;
- наличие специфических трудностей (грубых нарушений регуляции).
Ограничения. Методика не может быть использована для исследования слепых детей, детей с выраженными нарушениями коммуникации, множественными, сочетанными нарушениями развития, при формах двигательных нарушений, когда ограничены функции моторики рук. Дети с нарушениями слуха хорошо используют невербальную инструкцию «по подобию» при выполнении задания.
- Оценка особенностей мнестической деятельности
Методика «Запоминание двух групп слов»
Оцениваются следующие показатели:
- объем запоминаемого материала;
- количество необходимых для полного запоминания ребенком повторений как большего, так и меньшего по объему материала (скорость запоминания);
- возможность удержания предъявляемого порядка слов;
- наличие привнесенных слов и слов, близких по смыслу или звучанию (парафазии);
- наличие интерферирующих влияний на воспроизводимый по «группам» материал;
- прочность мнестических следов (при отсроченном воспроизведении);
- особенности фонематического восприятия.
Методика «Запоминание двух фраз»
Оцениваются следующие показатели:
- различие между объемом запоминаемого материала организованного смыслом и набором слов, запоминаемым ранее;
- длительность запоминания (количество повторов фраз для правильного воспроизведения);
- полнота воспроизведения;
- наличие слов привнесенных из другой фразы;
- замена слов словами близкими по звучанию (литеральные парафазии) или по смыслу (вербальные парафазии).
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями слуха, у которых не сформировано чтение, детей с тяжелыми нарушениями развития, в том числе с расстройствами аутистического спектра и множественными, сочетанными нарушениями развития.
- Исследование перцептивно-действенного компонента мышления
Методика «Цветные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена»
Оцениваются следующие показатели:
- количественная оценка выполнения;
- характер сформированности перцептивной логики (в зависимости от количества правильно выполненных матриц в каждой из серий);
- работоспособность;
- характер деятельности;
- темп деятельности и его изменения;
- характер ошибок.
Ограничения. Методика не может быть использована в стандартном виде для детей с тяжелыми нарушениями зрения и при коммуникативных трудностях.
Методика «Кубики Кооса»
Оцениваются следующие показатели:
- уровень доступной для ребенка сложности выполнения заданий на конструктивное мышление;
- преимущественная стратегия деятельности;
- сформированность пространственного анализа и синтеза;
- критичность ребенка к собственным результатам;
- обучаемость ребенка (возможность переноса сформированного умения на аналогичный конструктивный материал);
- характер и объем помощи психолога.
Ограничения. Методика не может быть использована в работе с детьми с тяжелыми нарушениями зрения, значительными ограничениями движений кистей рук, как правило, при ДЦП. Дети с нарушениями слуха хорошо используют невербальную инструкцию «по подобию» при выполнении задания.
- Оценка уровня сформированности пространственно-временных представлений
Представления о расположении объектов в пространстве (уровень целостного пространства)
Оцениваются следующие показатели:
- понимание и использование предлогов для оценки взаимоотношения объектов и собственного тела;
- возможность называния взаиморасположения объектов в пространстве.
Ограничения. Методика не может быть использована при обследовании неговорящих детей и детей, не понимающих обращенной речи.
Вербализация пространственно-временных представлений и владение речевыми конструкциями
Оцениваются следующие показатели:
- анализ сформированности пространственных представлений и понятий ребенка на уровне понимания и показа (импрессивный уровень);
- анализ возможности самостоятельного употребления предлогов и составление пространственных речевых конструкций (экспрессивный уровень).
Ограничения. Методика не может быть использована при обследовании неговорящих детей и детей, не понимающих обращенной речи.
Понимание сложных речевых конструкций
Оцениваются следующие показатели:
- подбор антонимов;
- понимание и формирование пассивных и других сложных речевых (лексико-грамматических) конструкций;
- понимание и формирование пространственно-временных и причинно-следственных речевых конструкций.
Ограничения. Методика не может быть использована при обследовании неговорящих детей и детей, не понимающих обращенной речи.
- Исследование вербально-логического компонента познавательной деятельности, в том числе уровня и особенностей понятийного мышления
Методика «Детская предметная классификация»
Оцениваются следующие показатели:
- актуальный уровень обобщающих операций, характерный для «спонтанной» познавательной деятельности ребенка;
- характер обобщающих операций;
- наличие латентных выборов;
- стратегия деятельности ребенка.
Ограничения. Методика не может быть использована со слепыми детьми (возможен вербальный аналог методики), с детьми с грубыми нарушениями коммуникации.
Методика «Исключение предметов»
Оцениваются следующие показатели:
- уровень понятийного развития, который демонстрирует ребенок;
- характер и развернутость объяснений ребенка;
- особенности обобщающих операций ребенка;
- объем помощи взрослого.
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.