Новости

Что нужно знать о нарушениях письма

11

ноября

2019

Составила:

учитель – логопед ПМПК

МБУ «ЦМППС»

Ищенко Анна Вячеславовна

 

 

Приходилось ли вам с тоской смотреть на страницы тетради вашего ребенка? Эти перечеркнутые строчки, бесконечные исправления, строгие записи учителя – все красным, красным, с восклицательными знаками… А больше всего вас, наверное, поражали ошибки, не поддающиеся никакому логическому объяснению. И в самом деле: пирасла – пришла, фезан – весна… Как можно написать такое, сетуют родители.

 

«Как я устала от бесконечных двоек, записей в дневник, красных страниц в тетрадях. А родительские собрания! Иду на них, как на каторгу…», - жалуется одна мама. «Ну не может он писать эти диктанты, дошло до того, что он прячет свои тетради и отказывается ходить в школу…», - говорит другая.   Наверняка вашему ребенку доставалось за такие «художества» в тетрадях? И в школу вас, наверное, вызывали, советовали больше писать и читать, и дома вы его ругали… Помогло? Нет, конечно, да и не могло помочь.

 

Многие родители сталкиваются с тем, что их любознательные и вполне смышлёные дети испытывают серьёзные трудности при овладении письмом. Решить проблему не помогают ни многочисленные выполнения домашних заданий, ни повторения и объяснения, ни поощрения и наказания. Не торопитесь ругать своих детей, обвиняя их в лени, невнимательности и неусидчивости. Не стоит так же подозревать учителей в некомпетентности или в том, что они уделяют недостаточно внимания своим ученикам. При появлении в 1 классе «глупых ошибок» на письме необходимо сразу выяснить причину их возникновения и начинать занятия по их устранению. Пассивное выжидание ни к чему хорошему не приведет, сами собой эти ошибки не исчезнут ни во 2-м, ни в 3-м, ни в 4-м классе.

 

Проблема заключается в том, что некоторые дети страдают специфическим нарушением письма - дисграфией, и им срочно нужна помощь учителя – логопеда. Несвоевременная и неквалифицированная помощь при таких нарушениях не только усложняет процесс обучения ребенка, но и ухудшает и без того непростую ситуацию с письмом.

 

Дисграфия – это частичное нарушение процессов письма, характеризующееся наличием стойких специфических ошибок (Логопедия. Теория и практика / под ред. д. п. н. профессора Филичевой Т. Б.).

 

Необходимо иметь в виду, что ошибки, которые можно отнести к дисграфии, специфичны, типичны и носят стойкий характер.

 

Какие ошибки в письме должны вас насторожить:

 

  • ребенок при письме путает буквы: б – д, п –т, е – з, а –о, д –у;
  • ребенок пишет то же, что говорит: език, (ежик), лыба (рыба);
  • ребенок не различает звуки, сходные по звучанию (б –п), (в – ф), (г – к), (д – т), (з – с), (с –ц) и поэтому пишет неверно. Например, тубло (дупло), сыплята (цыплята), влажок (флажок)
  • ребенок неправильно обозначает мягкие согласные на письме (конки – коньки, лубит – любит).
  • слитно пишет слова: столожка (стол, ложка);
  • слитно пишет предлоги со словами, раздельно - приставки;
  • самопроизвольно «разрывает» слова (с тол – стол, гр иб – гриб);
  • пропускает буквы и слоги, а то и целые слова (мк – мак, корна – корзина).

 

Если у ребенка при письме встречаются ошибки, которые как вам кажется, похожи на специфические, но они редки, единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности. Здесь необходимо дальнейшее наблюдение, чтобы выбрать вид помощи ребенку.

 

Если вы обнаружили у ребенка признаки нарушений письма, проконсультируйтесь с опытным логопедом, который определит дальнейшие действия. Проблема не бывает изолированной, и решать ее нужно в комплексе. Поэтому, возможно, ребенку понадобится консультация психолога, невролога.

 

Пока с ребенком занимаются специалисты, родители должны проявить понимание, поддержать его, создавать ситуацию успеха, выполнять рекомендации специалистов. Желательно давать больше времени на выполнение заданий. Недопустимо выполнять домашние работы по русскому языку сначала на черновике, а потом переписывать в тетрадь, это приводит к переутомлению.

 

Наберитесь терпения и выдержки! Только с вашей помощью ребенок преодолеет все трудности.

 

Литература.

  

  1. Еромыгина М. В. Профилактика нарушений чтения и письма. – М.: ТЦ Сфера, 2018.
  2. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. - М., 1995.
  3. Свободина Н. Г. Коррекция нарушений письма. – М.: ТЦ Сфера, 2018.
  4. Филичева Т. Б. Логопедия. – М.: Эксмо, 2018.