Новости

Как правильно говорить ребенку «нет» (советы для родителей)

26

октября

2020

Составитель: социальный педагог

МБУ «ЦМППС» Калюжная Е.В.

 

В начале жизни младенцу разрешается практически всё - жизнь семьи подчинена потребностям маленького человека, и это нормально. Свое первое «нельзя» ребёнок обычно слышит в возрасте 6-8 месяцев. В этот период малыш начинает ползать и активно исследовать мир вокруг. В раннем возрасте ребёнок только начинает понимать, что можно, а что нельзя.

 

Отказать ребенку 3-5 лет совсем не так легко, как кажется на первый взгляд. Некоторым родителям трудно подобрать нужные слова, чтобы не обидеть малыша, другие боятся негативной реакции со стороны ребенка.

 

Ребенку необходимы запреты, ведь родительское «нет» устанавливает границы, необходимые для нормального развития детской психики.

 

Для того, чтобы отказы и запреты не становились поводом для детских слез, истерик и вспышек агрессии, рекомендуем следовать простым советам, как правильно говорить «нет» ребенку. 

 

     1.Старайтесь запрещать реже.

 

Организуйте жизнь ребенка так, чтобы у вас было как можно меньше поводов произносить слова «нет» или «нельзя». Лучше убрать от малыша подальше дорогие или опасные для него вещи, чем каждую минуту одергивать его. Чем реже вы используете запреты, тем более весомыми они выглядят в глазах ребёнка.

 

Попробуйте посчитать, сколько раз за сутки вы что-то запретили ребенку. Очень скоро вы собьетесь со счета. Если вы оставляете ему очень тесное «пространство», то иногда он просто не видит иного выхода, как нарушить установленные границы.

 

     2.Будьте последовательны и тверды.

 

Если вы что-то запретили, проявите твёрдость и не меняйте своего решения. Ребёнок попытается проверить, насколько установленные рамки прочны: он может начать капризничать или проявлять агрессию. Если вы измените свое решение, чтобы прекратить истерику — он поймет, что нашел способ манипуляции и начнет этим пользоваться каждый раз, когда вы будете его ограничивать.

 

Еще один пример непоследовательного поведения взрослых — то разрешать, то запрещать те или иные действия. В зависимости от вашего настроения, вы - то позволяете малышу шалить, при этом весело смеетесь вместе с ним, то в другой раз строго запрещаете ему «баловаться». Ребёнок не понимает, можно или нет вести себя таким образом.

 

Правила, ограничения, запреты должны быть согласованы между собой как в рамках требований одного взрослого, так и между всеми взрослыми членами семьи, занимающимися воспитанием ребенка.

 

      3.Находите альтернативные решения.

 

Запрещая что-то, попробуйте найти для ребенка адекватную замену: нельзя вырезать картинки из книжки, а из старых журналов — можно. Нельзя кричать и бегать в поликлинике, а во время прогулки в парке — можно.

 

Особенно трудно малышу в ситуациях, требующих жестких рамок поведения. Постарайтесь придумать интересные занятия для него, к примеру, в поликлинике не обязательно долго сидеть у кабинета — можно занять очередь и пройтись по коридору вместе рассматривая яркие плакаты на стенах.

 

       4.Подтверждайте запреты личным примером

 

Вы не сможете доказать ребенку, что нельзя есть перед телевизором, если сами регулярно это делаете. Нельзя привить интерес к чтению, если родители сами не читают, а любовь к подвижным играм на свежем воздухе — если предпочитают проводить время за компьютером. Бесполезно родителю -геймеру говорить малышу о вреде компьютерных игр.

 

Если ребенок видит, что поведение взрослых противоречит нормам, которые вы пытаетесь донести — эффект будет нулевым, и нравоучения вызовут у вашего чада лишь раздражение.

 

    5.Выражайте свои требования доступно.

 

Часто, слова «не балуйся», «веди себя нормально», ничего не говорят ребенку: он не понимает, чего конкретно вы от него ожидаете. Старайтесь формулировать свои запреты, а также просьбы и пожелания максимально понятно для малыша.

 

«Сейчас ты не сможешь смотреть мультфильм на компьютере, потому что я должна сделать важную работу. Постарайся не отвлекать меня, тогда я быстрее закончу и включу сказку, которую ты выберешь». И ребенок готов идти на компромисс, когда точно знает, что от него ожидают.

 

     6.Поощряйте сотрудничество.

 

Часто мы не замечаем, как ребенок старается выполнять наши рекомендации, зато готовы сразу же реагировать, когда возникают проблемы. Между тем, ребенок нуждается в нашем внимании постоянно, а не только в случаях, когда необходимо скорректировать его поведение. Обращайте внимание на ситуации, когда он ведет себя в соответствии с вашими требованиями. И если малыш аккуратно сложил одежду перед сном, отнес грязную тарелку в раковину, старался вести себя в гостях спокойно и вежливо — похвалите его за это, отметьте, какой он молодец, как вам важно его старание, и как Вы гордитесь им.

 

Не нужно бояться запрещать что-то своему ребенку. Запрет – это ограничение действия. Главной целью всех родительских запретов является желание защитить ребенка от возможной опасности. Как и другие правила, запреты делают мир понятным и предсказуемым. Но не бойтесь предоставить ребенку немного свободы. Он и сам научится соблюдать большинство правил, наблюдая за поведением взрослых и сверстников.

 

Удачи вам в воспитании ваших детей!

  

     Литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? /Ю.Б. Гиппенрейтер.– М.: АСТ: Астрель, 2007.– 240 с.
  2. Баркли Р. Ваш непослушный ребенок /Р. Баркли, К. Бентон.– СПб.: Питер, 2004.– 218 с.