Новости

О суицидальном поведении у подростков

26

июля

2021

Составитель: педагог-психолог

МБУ «ЦМППС» Лапина Н.Ю.

Более века назад немецкий психиатр A. Байер написал: «Какое ужасающее противоречие в том, что ребенок, рожденный и предназначенный непосредственно для радостного и невинного наслаждения жизнью, сам накладывает на себя руки» [7].

Именно суицид является второй причиной подростковой смертности, а наиболее опасный возраст, составляет 14-15 лет [2].

Основными проблемами несовершеннолетних является депрессии, агрессия и высокий уровень тревожности. По статистическим данным в России депрессии выявлены примерно у 20% подрастающего поколения, а мысли о совершении самоубийства возникает примерно у 45% девушек и 27% юношей, что является очень тревожной тенденцией [1].

Рассмотрим подробнее, что же такое суицид, по мнению ученых. Суицид – является крайней формой саморазрушающего (аутоагрессивного) поведения. Суицид рассматривается исследователями как намеренное лишение себя жизни. Суицидальное поведение – включает в себя не только непосредственно лишение себя жизни, но и попытки, покушения и проявления самоубийства. К суицидальным проявлениям относят мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни [5].

По мнению большинства исследователей, подросток, который хочет совершить суицидальный поступок, своими действиями хочет изменить обстоятельства, с помощью которых он сможет избавиться от тяжких переживаний, травмирующих обстоятельств, а так же вызвать сострадание и жалость, получить помощь и участие, обратить внимание взрослых на свои проблемы. Сюда же можно добавить, что некоторые подростки совершают суицидальные действия из чувства мести и акта отчаяния [8].

Рассмотрим основные мотивы суицидального поведения несовершеннолетних. Главными в этом списке, выделяются чувство безнадежности и беспомощности. Далее перечислим другие весомые мотивы:

  1. Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.
  2. Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность.
  3. Переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.
  4. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения (в т.ч. связанного с насилием в семье, т.к. зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать об этом).
  5. Боязнь позора, насмешек или унижения.
  6. Страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности, серьезного проступка), нежелание извиниться.
  7. Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.
  8. Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.
  9. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека.
  10. Сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов [6].

Как правило, вышеперечисленные мотивы, могут отягощаться применением алкоголя, наркотиков, а так же игровой и Интернет-зависимостью.

Большинство подростков, перед тем как совершить суицидальное действие, начинают испытывать замешательство и неосознанно подают сигналы родителям и окружающим их людям, о готовящемся поступке. Главной целью несовершеннолетних является поиск того, кто поможет ему обрести состояние облегчения и безопасности. Взрослым нужно быть очень внимательными к этим «сигналам», чтобы иметь возможность не допустить совершение суицидального поступка. Перечислим основные «сигналы» подаваемые ребенком:

  • фразы о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Хорошо бы заснуть и не проснуться», «Мне нельзя помочь», «Скоро все закончится», а так же шутки, ироничные высказывания о нежелании жить и высказывания о том, что жизнь не имеет смысла;
  • когда ребенок фиксируется на теме смерти в области литературы, живописи, музыки, когда заводятся частые разговоры о смерти, либо проводится сбор информации о способах самоубийства;
  • когда подросток активно готовится к самоубийству (хранение отравляющих веществ, сбор таблеток и т.д.);
  • прямые или косвенные сообщения о принятом решении совершить суицидальный поступок, к примеру, фотография в черной рамке, высказывания просуицидальной формы и т.д.;
  • повышенная раздражительность, угрюмость, подавленность, признаки страха, безнадежности, отчаяния, беспомощности, одиночества («меня ни кто не любит, не понимает, я ни кому не нужен»), частая смена настроения (от эйфории до отчаяния);
  • негативизм в отношении себя, окружающего мира и будущего;
  • тоскливость, упадническое настроение (неверие ребенка в свои силы и способности), безразличие, подавленность;
  • не характерное для определенного подростка поведение (более чем обычно агрессивное, безрассудное, импульсивное, чрезмерное желание уединиться, у общительных несовершеннолетних, понижение социализации, а у не общительных повышение активности в общении со сверстниками). Иногда подростки начинают злоупотреблять алкоголем и психоактивными веществами;
  • отрицание проблем, стремление совершать действия с повышенным риском;
  • резкое снижение успеваемости в школе, нежелание посещать занятия и выполнять домашние задания;
  • когда ребенок символически прощается со своим ближайшим окружением (раздает личные вещи, фотографии, выставляет ролики, посвященные родным и друзьям), раздаривает вещи, которые имеют для подростка большую личную ценность;
  • пытается уединиться в комнате, «сбежать» от друзей (если имеются другие настораживающие признаки).

Так же приведем некоторые ситуации, которые ребенком могут оцениваться как крайне безнадежные, кризисные: смерть близкого человека, сексуальное и психологическое насилие, чувство вины за совершенное преступление или предательство, нежелательная беременность, угроза физической расправы, тяжелая травма или болезнь, предательство партнера, буллинг, подражание кумиру и т.д.

Родители могут помочь своим детям не попасть в подобную ситуацию, прививая с детства навыки преодоления сложных ситуаций и умение справляться со стрессом. Для этого родителям необходимо:

  1. Создать и постоянно поддерживать благоприятную, доброжелательную и спокойную атмосферу в семье. При наступлении сложных ситуаций сохранять спокойствие, помня о том, что «после черной полосы всегда будет белая полоса». При сохранении доброжелательной и спокойной обстановке в семье у ребенка вырабатывается привычка всегда сохранять спокойствие и знать что из любой ситуации есть выход.
  2. Если у ребенка возникают проблемы, то относиться к ним со всей серьезностью, какими бы несерьезными они не были. Нельзя высмеивать и критиковать ребенка, а так же акцентировать внимание на его ошибках. Всегда необходимо вселять в подростка уверенность, что даже если что-то идет не так, то причина не в том, что он неудачник, а в том, что так сложились обстоятельства, сопереживая чувствам ребенка. Он должен быть уверен, что родители всегда придут на помощь, если он эту помощь готов принять.
  3. Уделяйте регулярно ребенку время, общайтесь с ним на темы, которые он считает важными, которые связаны с его чувствами, переживаниями, эмоциями. Стройте совместно (не навязывая) перспективы на будущее, узнайте, что он хочет в будущем, как представляет свою жизнь? Каких целей он хотел бы добиться? Говорите ребенку о своих переживаниях, мыслях, рассказывайте истории из своей жизни или ваших знакомых, где преодолевались трудности казавшиеся неразрешимыми. Разговаривая с подростком «по душам» вы заставляете его поверить в себя и свои силы. Если ребенок делится своими переживаниями, то посочувствуйте ему, говоря, что понимаете, как ему сейчас трудно. Ребенок, который чувствует поддержку и искреннее сочувствие своих близких, всегда справляется со стрессом значительно быстрее.
  4. Дайте подростку возможность самостоятельно принимать решения (которые не влияют на жизнь и здоровья ребенка и других людей), не препятствуя ему. Научите ребенка всегда думать о последствиях перед тем, как принять окончательное решение, в меру ответственности, за которую он готов отвечать. Задавайте подростку открытые вопросы (не те, на которые ответ будет «да» или «нет»), а в ответах которых вы можете услышать содержательный продуманный ответ (Например: «Какие «за» и «против» этого решения?», «На что это больше всего повлияет?», «Что подсказывает твоя интуиция?»)
  5. Покажите и научите подростка выражать свои эмоции в социально приемлемых формах (например: агрессию можно выразить в активных видах спорта и физических нагрузках, а душевные переживания при помощи доверительного разговора с близкими людьми). Бывает так, что подростку становится тяжело высказывать свои переживания родным и друзьям, для этих целей подросток может использовать тетрадь, в которую он будет записывать все беспокоящие его переживания и негативные мысли, тем самым освобождаясь от них.
  6. Благоприятно относитесь к физической активности ребенка, так как известно, что стресс – это физическая реакция организма, и соответственно эффективным способом победы над ним, будет любая физическая деятельность (спортивные игры, танцы, пение и т.д.). Не поощряйте чрез меры в ребенке соревновательный дух или стремление к общественному признанию, так как это тоже является давлением, которое ребенок и так получает в большом количестве [4]. Не заставляйте его заниматься не интересными для него занятиями, а лучше постарайтесь совместно с ним определить те активные дополнительные занятия, которые были бы ему действительно интересны.
  7. Поддерживайте и стимулируйте творческую деятельность ребенка, ведь рисование, украшение одежды, плетение, склеивание и вырезание моделей, служит разрядкой, несущей успокоение ребенку, через воображение он отвлекается от переживаний и повседневных проблем.
  8. Позаботьтесь о том, чтобы подросток «принимал» свое тело, свои телесные ощущения (помощь в этом оказывает йога и социально-психологические тренинги). Сохраните контакт на телесном уровне с взрослеющим ребенком (прикосновения, объятия, поглаживания).
  9. Поощряйте ребенка в заботе о близких (младших детей, бабушек, дедушек, питомцев). Ведь необходимые приятные обязанности дают дополнительные ресурс для подростка, и он чувствует что «я кому-то нужен», «кто-то зависит от меня», «без меня не справятся».
  10. Поддерживайте семейные традиции и ритуалы. Ведь хорошая семейная традиция, интересная, полезная и любимая всеми поколениями семьи сближает всех. С течением времени их можно менять, чтобы младшие дети с удовольствием в них принимали участие, воспринимая эти традиции с радостью.
  11. Сформируйте и ребенка режим дня и поддерживайте его всегда (сон, отдых, режим питания, физические нагрузки). Давайте возможность подростку как можно чаще получать положительные эмоции от повседневных удовольствий (совместный поход на концерт, в кино, вкусная пища, красивая одежда, принятие расслабляющей ванны и т.д.).
  12. Научите ребенка правильно расслабляться, регулируя свое эмоциональное состояние в сложных ситуациях [3].

Литература:

  1. Альбицкий В.Ю., Иванова А.Е., Ильин А.Г., Терлецкая Р.Н. Смертность подростков в Российской Федерации // Доклад, выполнен в Научном Центре здоровья детей РАМН по заказу Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Российской Федерации, М., 2010 г.
  2. Гилинский Я., Гурвич И., Русакова М., Симпура Ю., Хлопушин Р. Девиантность подростков: Теория, методология, эмпирическая реальность. Учебно-научное издание. С.Пб.: Медицинская пресса, 2001 г.
  3. Как помочь самому себе справиться со сложной ситуацией? Практическое руководство для детей и подростков // Памятка несовершеннолетнему, изд.: МГППУ, 2012 г.
  4. Камаровская Е.В. Помогите, у ребенка стресс! Изд.: Питер, 2012 г. – 176 с.
  5. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков, Минск, 1988 г.
  6. Моховиков А.Н.Телефонное консультирование. — М.: Смысл, 2001 г. - 494 с. 2-е издание, переработанное и дополненное.
  7. Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева, № 4, 2011 г., – с. 4-8.
  8. Farberow, N. L. (Ed.) (1980). The Many Faces of Suicide. New York: McGraw-Hill Book Company.