Информация для образовательных учреждений

Причины суицидального поведения подростков

27

января

2020

 

Составитель:

педагог-психолог МБУ «ЦМППС»

Лебсак Е. И.

         

Подростковый возраст – один из самых сложных периодов в жизни человека. Происходит очень быстрое развитие всех систем и органов, начинает активно функционировать гормональная система. Происходит перестройка психики. В этот период жизни подросток активно ведет поиск своего “я”, что может сопровождаться чувством неуверенности в себе, в собственной ценности как личности. В такой период подростки являются особенно уязвимыми. В ряде случаев они решаются на самоубийство, находясь в депрессивном состоянии.

 

Депрессивное состояние у подростка - это гораздо больше, чем чувство грусти или тревоги.  Это серьезное и изнурительное расстройство настроения, которое может изменить мышление, чувства и функции в повседневной жизни, вызывая проблемы дома, в школе и в социальной жизни.  Подросток может чувствовать себя безнадежным и изолированным, и может показаться, что его никто не понимает. Именно депрессивное состояние может повлечь за собой опасные и непоправимые последствия, вплоть до совершения суицида.

 

Очевидно, что не все подростки, испытывающие депрессию, проявляют суицидальные намерения. Суицидальный риск усиливают такие особенности личности, как импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, несамостоятельность мыслей, напряжение потребностей и желаний.

 

Обозначим причины подросткового суицида:

 

 - материальное неблагополучие семьи. Родители, живущие в состоянии раздражения и беспомощности, транслируют своим детям ощущение безнадёжности. Они говорят детям о необходимости получать качественное образование, а сами, будучи дипломированными специалистами, живут бедно, не имея надежды на улучшение ситуации. В этом случае сколько не рассказывай о необходимости учиться, мотивация не появляется. Ведь впитывают наши дети не словесную форму ценностей, а модели поведения родителей. Модель беспомощного взрослого, вещающего о необходимости обучения, вызывает у подростка по меньшей мере недоверие и раздражение;

 

- неблагоприятная семейная обстановка.  Ситуация длительного конфликта в семье или ситуации развода родителей. Подростку нелегко выдерживать ситуацию, когда каждый из родителей «гнет свою линию»;

  

- для подрастающего поколения характерна тревога о будущем. В случае реального отсутствия перспектив тревога возрастает и может переходить в депрессивное состояние;

 

- отсутствие системы ценностей. Нередко, единственная ценность у современных детей - это материальные блага. Коммуникативные навыки развиваются с искажением. Распространены случаи, когда принимают в компанию тех, у кого есть брендовая одежда и смартфон. Существуют факты унижения из-за «неправильной одежды»;

 

- отсутствие в семье «значимого взрослого». В этой ситуации проявляется социальная и психологическая изолированности подростка;

 

 - низкая родительская компетентность. Родители не умеют и не осознают необходимости устанавливать теплые эмоциональные отношения в семье. Чаще всего, будучи психологически незрелыми, родители сами нуждаются в длительной психотерапии. Такие родители не способны помочь и поддержать своего ребенка, потому, что сами ищут поддержку. С ребенком в трудную минуту нет сильного взрослого.

 

Все эти причины создают стрессогенный характер жизненной ситуации, фрустрируют реализацию ведущих потребностей. Подростки переживают беспомощность, безнадёжность, невыносимость страданий, Безрезультатный поиск выхода из сложившейся ситуации может приводит к суицидальной попытке. Именно в состоянии подавленности, безысходности подростки начинают думать о самоубийстве.  

 

Но несмотря на перечисленные причины, семья в состоянии сохранить жизнь ребёнку. Для этого родителям необходимо:

 

  1. Иметь непрерывный контакт с ребёнком, адекватное чувство эмоциональной привязанности, когда ребенок уверен, что вне зависимости от его поступков, успехов (оценок в школе, отношения учителей и прочее) он все равно любим и будет принят, получит поддержку и прощение, если совершил ошибку.
  2. Обеспечить включенность ребенка в жизнь семьи и наоборот, семьи в жизнь ребенка: принятие его друзей, совместные с родителями дела (досуг, поездки, обсуждение проблем).
  3. Сейчас появилась тенденция романтизации темы суицида. Поэтому: к подростковому возрасту ребенок должен поверить в реальность и необратимость смерти. По причине того, что подросток не имеет четкого представления о том, что смерть реальна, порой совершаются демонстративные попытки суицидов, «игра» в смерть. Многие родители, стремясь уберечь ребенка от сиюминутного горя и слез скрывают правду о гибели любимого домашнего животного, объясняя его исчезновение том, что оно убежало.
  4. Внимательное отношение к эмоциональному состоянию ребенка. Да, резкие перепады настроения периодически бывают характерны для детей, переживающих острые периоды гормональной активности. Но если подавленное настроение, неверие в собственные силы, высокая тревожность длятся долго, а ребенок не получает своевременной поддержки от значимых людей, то последствия могут быть весьма печальными.
  5. По необходимости обращаться за помощью к специалисту.

   

Литература:

  1. Бадьина Н.П. Профилактика суицидальных проявлений среди несовершеннолетних: Методические рекомендации / ГАОУ ДПО ИРОСТ. – Курган, 2011. - 107 с. (Стр.24-27) [5]
  2. Бондаренко А.С. Личностные доминанты у лиц с суицидальными тенденциями. - Красноярск, 2004. [1]
  3. Исаев Д.С, Шерстнев К.В. Психология суицидального поведения. Самара, 2000. (С.38-42). [2]

 

logo

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo