Новости

Методические рекомендации по подготовке выпускников к комплексному обследованию на ПМПК

2

октября

2019

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных организаций по подготовке выпускников к комплексному обследованию на ПМПК для определения специальных условий проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам  основного и среднего общего образования

  

В настоящее время понятие «условия, учитывающие состояние здоровья, особенности психофизического развития обучающихся» при проведении государственной итоговой аттестации (далее ГИА) поименовано в Порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее Порядок ГИА - 9) и Порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее Порядок ГИА – 11), утвержденных приказами Минпросвещения России, Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. № 189/1513 и №190/1512 соответственно.

 

Учитывая, что исчерпывающий перечень заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются ПМПК лицами с ОВЗ, отсутствует, ПМПК принимает решения по выдаче заключений самостоятельно с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития, при этом срок обращения в ПМПК может не иметь ключевого значения для принятия решения.

 

ПМПК работает в полном соответствии с ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», Положением о ПМПК и другими действующими нормативными документами.

 

Цель ПМПК – проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей с целью выявления особенностей в их физическом и(или) психическом развитии и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения несовершеннолетними образования.

 

Задачи, стоящие перед ПМПК в части ГИА:

  • комплексная диагностика психофизических особенностей развития и возможностей обучающихся с целью определения необходимости создания условий при проведении ГИА;
  • подбор условий при проведении ГИА, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития, возможности обучающихся.

 

          Категории    обучающихся,    имеющие право на создание  специальных условий  при проведении ГИА:

  • дети-инвалиды, инвалиды;
  • обучающиеся с ОВЗ (имеющие заключение ПМПК);
  • обучающиеся на дому;
  • обучающиеся в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении (в медицинских организациях).

 

Выпускники, не относящиеся ни к одной из вышеперечисленных категорий, для получения заключения об организации специальных условий проведения ГИА направляются на Центральную ПМПК Ростовской области (г. Ростов-на-Дону, ул. 13 Линия, 23, тел: (8863)2533577)

 

Право на создание условий при проведении ГИА должно быть подтверждено соответствующими медицинскими и педагогическими документами, предоставляемыми участниками ГИА на ПМПК.

 

В соответствии с пунктом 44 Порядка ГИА-9 и пунктом 53 Порядка ГИА-11 для участников ГИА с ограниченными возможностями здоровья, участников ГИА - детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении проведение экзаменов организуется в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.

 

В соответствии с частью 16 статьи 2 ФЗ-273 к лицам с ОВЗ относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. При этом согласно части 1 статьи 79 ФЗ-273 содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

 

ГИА-9 регламентируется приказом Минпросвещения России, Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. № 189/1513 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»:

 

ГИА-9 проводится   в форме государственного выпускного экзамена (далее - ГВЭ) с использованием текстов, тем, заданий, билетов  для:

- обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья,

-обучающихся - детей-инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы основного общего образования.

 

Таким образом, лица, обучающиеся по состоянию здоровья на дому, утратили право на проведение ГИА в форме ГВЭ.

 

Для участников ГИА-9 с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов ГИА по их желанию проводится только по обязательным учебным предметам.

 

Лица, обучающиеся по состоянию здоровья на дому, утратили право на выбор экзаменов  только  по обязательным учебным предметам.

 

Для участников ГИА с ограниченными возможностями здоровья, участников ГИА - детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении продолжительность итогового собеседования по русскому языку увеличивается на 30 минут. 

 

 Для участников ГИА с ограниченными возможностями здоровья, участников ГИА – детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, ОИВ, учредители и загранучреждения организуют проведение экзаменов в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития. 

 

          Основанием для организации экзамена на дому, в медицинской организации являются заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК. 

 

Таким образом, для организации экзамена на дому необходимо предоставить в ПМПК справку ВК медицинской организации с рекомендацией: необходима организация экзамена на дому по медицинским показаниям.

 

          Для участников ГИА с ограниченными возможностями здоровья (при предъявлении копии рекомендации ПМПК), для участников ГИА – детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность) ОИВ, учредители и загранучреждения обеспечивают создание следующих условий проведения ГИА: 

  • проведение ГВЭ по всем учебным предметам в устной форме по желанию;
  • беспрепятственный доступ участников ГИА в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других  приспособлений); 
  • увеличение продолжительности экзамена по учебному предмету на 1,5 часа, увеличение продолжительности итогового собеседования по русскому языку на 30 минут;
  • организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена.

 

Для участников ГИА с ограниченными возможностями здоровья, для обучающихся на дому и обучающихся в медицинских организациях (при предъявлении копии рекомендаций ПМПК), для участников ГИА - детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность, и копии рекомендаций ПМПК) ОИВ, учредители и загранучреждения обеспечивают создание следующих специальных условий, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития: 

  • присутствие ассистентов, оказывающих указанным лицам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, перенести ответы в экзаменационные листы (бланки) для записи ответов;
  • использование на ГИА необходимых для выполнения заданий технических средств;
  • оборудование аудитории для проведения экзамена звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования (для слабослышащих участников ГИА);
  • привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика (для глухих и слабослышащих участников ГИА);
  • оформление экзаменационных материалов рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера; выполнение письменной экзаменационной работы рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере; обеспечение достаточным количеством специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютером (для слепых участников ГИА);
  • копирование экзаменационных материалов в день проведения экзамена в аудитории в присутствии членов ГЭК в увеличенном размере; обеспечение аудиторий для проведения экзаменов увеличительными устройствами; индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (для слабовидящих участников ГИА); 
  • выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере по желанию. 

 

Продолжительность экзамена для участников с ОВЗ, инвалидностью увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности выполнения экзаменационной работы 4 часа и более организуется питание обучающихся.

 

Лица, обучающиеся на дому, утратили право на увеличение продолжительности экзамена на 1, 5 часа.

 

Участники ГИА могут взять с собой на отведенное место в аудитории медицинские приборы и препараты, показанные для экстренной помощи (при наличии медицинского документа или рекомендаций ПМПК), а также необходимое техническое оборудование для выполнения заданий (брайлевский прибор и грифель, брайлевская печатная машинка, лупа или иное увеличительное устройство, специальные чертежные инструменты и др.). 

 

ГИА-11 регламентируется приказом Минпросвещения России,  Рсобрнадзора от 7 ноября 2018 г.  № 190/1512 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».

 

ГИА – 11 проводится в форме государственного выпускного экзамена (далее - ГВЭ) с использованием текстов, тем, заданий, билетов только для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, для обучающихся - детей-инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы среднего общего образования.

 

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, для обучающихся - детей-инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы среднего общего образования, ГИА по отдельным учебным предметам по их желанию проводится в форме ЕГЭ. При этом допускается сочетание форм проведения ГИА (ЕГЭ и ГВЭ). 

 

         Итоговое изложение вправе писать следующие категории лиц:


  • обучающиеся XI (XII) классов, экстерны с ограниченными возможностями здоровья;
  • дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

 

Обучающиеся XI (XII) классов, экстерны с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) предъявляют копию рекомендаций ПМПК, а обучающиеся XI (XII) классов, экстерны - дети-инвалиды и инвалиды - оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей инвалидность. 

 

Участники ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на участие в итоговом сочинении предъявляют копию рекомендаций ПМПК, а участники ЕГЭ - дети-инвалиды и инвалиды - оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей инвалидность. 

 

           Для участников экзаменов с ограниченными возможностями здоровья, участников экзаменов - детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, продолжительность итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. 

 

          Для участников экзаменов с ограниченными возможностями здоровья, участников экзаменов - детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, ОИВ, учредители и загранучреждения организуют проведение экзаменов в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития. 

 

          Основанием для организации экзамена на дому, в медицинской организации являются заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК. 

 

          Для участников экзаменов с ограниченными возможностями здоровья (при предъявлении копии рекомендации ПМПК), для участников экзаменов - детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность) ОИВ, учредители и загранучреждения обеспечивают создание следующих условий проведения экзамена: 

  • проведение ГВЭ по всем учебным предметам в устной форме по желанию;
  • увеличение продолжительности итогового сочинения (изложения), экзамена по учебному предмету на 1,5 часа (ЕГЭ по иностранным языкам (раздел "Говорение" - на 30 минут);
  • организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена;
  • беспрепятственный доступ участников экзамена в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).

 

          Для участников экзаменов с ограниченными возможностями здоровья, для обучающихся на дому, для обучающихся в медицинских организациях (при предъявлении копии рекомендаций ПМПК), для участников экзаменов - детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность, и копии рекомендаций ПМПК) ОИВ, учредители и загранучреждения обеспечивают создание следующих специальных условий, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития: 

  • присутствие ассистентов, оказывающих указанным лицам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, перенести ответы в экзаменационные бланки;
  • использование на экзамене необходимых для выполнения заданий технических средств;
  • оборудование аудитории для проведения экзамена звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования (для слабослышащих участников экзамена);
  • привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика (для глухих и слабослышащих участников экзамена);
  • оформление экзаменационных материалов рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера; выполнение письменной экзаменационной работы рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере; обеспечение достаточным количеством специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютером (для слепых участников экзамена);
  • копирование экзаменационных материалов в увеличенном размере в день проведения экзамена в аудитории в присутствии членов ГЭК; обеспечение аудиторий для проведения экзаменов увеличительными устройствами; индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (для слабовидящих участников экзамена);
  • выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере по желанию.

 

Продолжительность экзамена по учебному предмету увеличивается на 1,5 часа только для участников ГИА с ОВЗ, детей-инвалидов  и инвалидов.

  

Процедура прохождения ПМПК выпускниками   ОО  для определения специальных условий проведения ГИА


Родитель (законный представитель) обучающегося предъявляет на ПМПК в соответствии с пунктом 15 Положения о ПМПК документ, удостоверяющий его личность, а также документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка; заполняет заявление об обследовании и согласие на обработку персональных данных своих и обследуемого ребенка. Если обучающийся является совершеннолетним, он сам вправе заполнить заявление на проведение обследования и согласие на обработку данных.

  

Родитель (законный представителю) предъявляет на комиссию документы, необходимые для прохождения ПМПК с целью сдачи итогового сочинения (изложения) (11 класс), ГИА-9, ГИА-11:

-        направление образовательной организации;

  • выписку из истории развития ребенка с рекомендациями врачей о создании специальных условий при проведении государственной итоговой аттестации в текущем учебном году;
  • паспорт или свидетельство о рождении ребенка - оригинал и копия;
  • паспорт родителя (законного представителя) - оригинал;
  • заключение (заключения) ПМПК о результатах ранее проведенного обследования обучающегося (при наличии) – копия;
  • предыдущее заключение ПМПК о создании обучающемуся условий при проведении ГИА за курс ООО, СОО (для участников ГИА-10 и ГИА-11) (при наличии);
  • характеристику обучающегося, выданную образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций);
  • заключение педагога-психолога о результатах психологического обследования выпускника;
  • для детей-инвалидов, инвалидов - справку бюро МСЭ, действующую на время ГИА (копия);
  • письменные работы обучающегося по русскому языку и математике;
  • выписку оценок.

 

Лицам, обучающимся на дому необходимо дополнительно предоставить:

 - медицинское заключение с рекомендациями об обучении на дому в текущем учебном году - копия;

  • приказ образовательной организации о переводе на обучение на дому в текущем учебном году - копия.

 

Лица, обучающиеся на дому для получения рекомендации ПМПК об организации экзамена на дому, предоставляют оригинал справки ВК медицинской организации с соответствующей рекомендацией: необходима организация экзамена на дому по медицинским показаниям.

 

Копии документов заверяются руководителем образовательной организации в установленной форме.

 

Обучающийся до 18 лет приходит на комиссию в сопровождении родителя (законного представителя).

 

По результатам обследования выпускника составляется заключение ПМПК.

 

Заключение представляет собой документ, содержащий информацию о необходимости (или отсутствии необходимости) организации условий при проведении ГИА, а также перечень условий при проведении ГИА в соответствии с индивидуальными особенностями обучающегося.

 

При отсутствии клинически значимых особенностей в физическом и (или) психическом развитии и поведении обучающемуся выдается заключение комиссии о том, что он не нуждается в создании условий при проведении ГИА. 

 

При выводе о наличии особенностей в физическом и (или) психическом развитии и поведении, затрудняющих сдачу ГИА на общих основаниях и подтвержденных медицинскими и педагогическими документами, обучающемуся рекомендуется создание условий при проведении ГИА с учетом индивидуальных особенностей. 

 

          Важное значение для принятия решения о создании условий при  проведении ГИА имеет  педагогическая документация:

  • педагогическая характеристика из ОО;
  • предыдущие заключения ПМПК о создании обучающемуся специальных условий при получении образования, которые подтверждают факт принадлежности обучающегося к категории «обучающихся с ОВЗ» (при наличии);
  • предыдущее заключение ПМПК о создании обучающемуся условий при проведении ГИА за курс ООО, СОО (для участников ГИА-10 и ГИА-11) (при наличии);
  • приказ(ы) ОО о переводе обучающегося на обучение на дому (при наличии).

 

         Важное значение для определения необходимости организации специальных условий при проведении ГИА имеет предоставленная  обучающимся подробная педагогическая характеристика из ОО, которая должна отражать общие сведения об обучающемся: 

  • перечень фактов за период школьного обучения – причины перехода из одной ОО в другую, повторное обучение, наличие помощи, наличие частых, хронических заболеваний и др.);
  • программу обучения (основного общего, среднего общего, профессионального; адаптированная основная общеобразовательная для обучающихся с...);
  • форму обучения – очная (класс: общеобразовательный, специальный), заочная – с применением дистанционных форм обучения, очно-заочная (на дому);
  • условия при получении образования в ОО, которые были созданы обучающемуся (если таковые были созданы);
  • получаемую в течение школьного обучения коррекционно-развивающую, психолого-педагогическую помощь (направления и результаты работы обучающегося с педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом и т.д.).

 

Педагогическая характеристика также должна содержать информацию, отражающую условия  и результаты образования ребенка в ОО:

  • эмоционально-личностное своеобразие         отношений обучающегося;
  • специфику отношений со взрослыми, сверстниками;
  • наличие понимания имеющихся затруднений, особенностей;
  • критичность отношения к успехам/неуспехам;
  • особенности поведения  в неорганизованной  и         организованной деятельности;
  • показатели личностного развития: принятие помощи, личные интересы, достижения, самостоятельность;
  • особенности, специфику познавательных процессов,         влияющих   на результативность обучения;
  • особенности речевого развития и т.д.

 

В характеристике должны быть отражены:

- динамика (показатели) познавательного развития и речевого развития выпускника: особенности, специфика познавательных процессов, влияющих на результативность обучения;  

- динамика (показатели) изменения состояния учебной  деятельности;

- динамика освоения программного материала: указывается соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы с оценкой динамики обученности:

  • для обучающегося по программе основного, среднего общего образования: достижение образовательных результатов в соответствии с годом обучения в отдельных образовательных областях;
  • для обучающегося по АООП – указываются коррекционно-развивающие курсы, динамика в коррекции нарушений.

 

В конце характеристики делается общий вывод о необходимости создания условий при проведении ГИА.

 

Характеристика оформляется на бланке образовательной организации  и   заверяется подписью руководителя и печатью образовательной организации.  

 

В заключении педагога-психолога, оформляемого по результатам обследования  выпускника,  должны быть отмечены следующие параметры: 

  • готовность обучающегося к сотрудничеству;
  • коммуникабельность, соблюдение границ общения; 
  • сложность установления социальных контактов;
  • особенности эмоционально-личностной и эмоционально-волевой сферы;
  • особенности поведения;
  • склонность к аффективным реакциям;
  • специфичность ответов и деятельности;
  • «застревание» на деталях, на зоне собственных интересов.

  

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
  3. Приказ Минпросвещения России, Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. 

№ 189/151 «Об утверждении Порядка проведения государственной  итоговой аттестации
по образовательным программам основного общего образования»;

  1. Приказ Минпросвещения России, Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. № 190/1512 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации  по образовательным программам среднего общего образования»;
  2. Приказ Минздрава России от 30 июня 2016 г. N 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программа на дому».