Новости

Методические рекомендации по оформлению документов для направления воспитанников ДОО на ПМПК

31

июля

2019

В соответствии с приказом Минобразования Ростовской области от 29.12.2017 № 859 «Об организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий Ростовской области» введен новый пакет сопроводительных документов для детей, направляемых на ПМПК для определения специальных образовательных условий. В педагогический блок документов входят:

  1. Направление на ПМПК образовательной организации;
  2. Характеристика воспитанника;
  3. Заключение психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации; 
  4. Заключение педагога-психолога по результатам психологического обследования ребенка;
  5. Логопедическое представление учителя-логопеда.

Рекомендации по оформлению характеристики воспитанника на ПМПК

 

Характеристика воспитанника на ПМПК оформляется в печатном виде. Характеристика является единой для всех категорий детей, направляемых на ПМПК, и содержит разделы, относящиеся к разным возрастным категориям детей. Специалисты ПМПк ДОО оформляют те рубрики характеристики, которые относятся к детям дошкольного возраста (выделены красным цветом). 

В характеристику включены:

  • разделы, где следует отметить (подчеркнуть) характерные для ребенка особенности;
  • разделы, предполагающие описание имеющихся у ребенка особенностей.

Условно характеристику можно разделить на три части

  • паспортная часть, в которой указываются основные сведения о ребенке, истории его обучения, сведения об образовательной организации;
  • основная часть, в которой содержится описание психофизических индивидуальных особенностей ребенка;
  • заключительная часть, в которой формулируется вывод и рекомендации образовательной организации.

Требования к оформлению паспортной части характеристики

 

В графе  история обучения (образования)  ребенка необходимо указать дату поступления ребенка в образовательную организацию, отметить, в каких условиях он обучался ранее (детский сад не посещал,  посещал другой детский сад (указать какой и причину перевода), обучался в общеразвивающей, компенсирующей, комбинированной группе).

 

В разделе класс/группа указывается возрастная группа детей, которую посещает ребенок на момент представления его на ПМПК (младшая, средняя, старшая, подготовительная, разновозрастная).

 

В графе программа обучения общеобразовательная основная/адаптированная для … подчеркивается вид программы основная/адаптированная, а так же уточняется категория детей с ограниченными возможностями здоровья (адаптированная для детей с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, с интеллектуальными нарушениями, с нарушениями зрения,  с нарушениями опорно-двигательного аппарата).

 

В пункте форма обучения уточняется очная, группа кратковременного пребывания, посещение отдельных занятий специалистов.

 

Требования к оформлению основной части характеристики

 

В графе отношение к учебной деятельности ... описывается отношение ребенка к продуктивной игровой, познавательной деятельности, указываются особенности понимания  и усвоения ребенком словесной инструкции (например: путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого; ориентируется на наглядный образец или действия взрослого, а не на объяснение задания…); сформированность коммуникативных умений (умеет распознавать основные эмоции, умеет вести диалог, решать конфликтные ситуации, взаимодействовать с окружающими), сформированность игровых  навыков, навыков самообслуживания.

 

В разделе – для дошкольников - принимает ли участие в организуемых занятиях… следует описать особенности участия ребенка в занятиях (не участвует - предпочитает заниматься своим делом;  нуждается в организующей помощи, ведет себя на занятиях пассивно; легко включается в занятие, активен и т.д.); в игровой деятельности (игра носит манипулятивный характер;  предпочитает играть один, в игре выполняет пассивную роль, нуждается в организации игры;  легко включается в игру, контактен, умеет поддерживать игру;  правила игры выполняет полностью (частично, не выполняет), игра носит подражательный характер; сам придумывает сюжет, правила и распределяет роли и т.д.)

 

В графе как успевает ребенок, в чем заключаются особенности или трудности усвоения им программы… необходимо констатировать, соответствует ли уровень образовательных достижений ребенка  программным требованиям. Целесообразно указать, по каким видам образовательной деятельности ребенок испытывает значительные затруднения, по каким направлениям программа не освоена.

 

В характеристику особенностей моторики необходимо включить описание координации ребенка (скоординирован, неуклюж, координация незначительно нарушена); объема движений (полный, неполный, ограничен, строго ограничен), темпа (быстрый, медленный) и переключаемости движений (точная, неточная). Указать  уровень сформированности мелкой  моторики руки:  развита достаточно, не развита, развита слабо, каковы моторные навыки в графической деятельности.

 

В графе развитие речи важно охарактеризовать: понимание  речевой инструкции;  фонематический слух (восприятие) - для  детей 5 – 6 лет; особенности звукопроизношения, слоговой структуры слов; уровень сформированности  грамматического строя речи; описать  связную речь ребенка.  (см. Приложение № 1)

 

В графах: особенности поведения, динамика в процессе обучения, в чем вероятная причина недостатков в обучении… – следует подчеркнуть характерные для ребенка особенности.

 

В разделе характеристика обучаемости отмечается уровень обучаемости ребенка: достаточный (понимает смысл задания, соответствующего по сложности его возрасту и году обучения, способен выполнить его самостоятельно или при оказании незначительного объёма исключительно организующей или стимулирующей помощи); недостаточный (понимает смысл, но нуждается в разнообразной помощи; перенос на идентичное задание неполноценен; знакомые задания выполняются достаточно успешно и др.); низкий (не понимает смысл задания, требует большого количества разнообразной помощи, но в итоге не может выполнить задание по алгоритму после оказания помощи педагогом, т.е. «перенос» фактически отсутствует, и др.).

 

В разделе – положительные возможности ребенка, на которые можно опираться в педагогической деятельности… - необходимо описать сохранные функции ребенка, положительные качества характера, реакции на педагогическое воздействие, которые позволяют обучать ребенка успешно.

 

Оформление заключительной части характеристики

 

В разделе выводы и рекомендации педагога:

  • следует указать цель характеристики – определение специальных образовательных условий, либо коррекция/уточнение ранее выданных рекомендаций;
  • указать уровень усвоения программы: программа в целом усвоена;  программа усвоена не полностью: не все разделы программы усвоены, требуется разъясняющая помощь при выполнении заданий; программа усвоена частично: не усвоена программа по одному из предметов; программа не усвоена;
  • перечислить особые образовательные потребности ребенка (необходима коррекция и развитие речи, развитие познавательной сферы, помощь в освоении образовательной программы, сопровождение тьютора и т.д.)

Примеры особых образовательных потребностей детей с ОВЗ

Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития: 

  • создание ситуации успеха;
  • организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков детьми с ЗПР («пошаговое» предъявлении материала, дозированная помощь взрослого, использование специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
  • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
  • получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения;
  • специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
  • развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;
  • коррекция и развитие речи.

Особые образовательные потребности детей с тяжелыми нарушениями речи:

  • потребность в обучении различным формам коммуникации (вербальным и невербальным); в формировании социальной компетентности;
  • развитие всех компонентов речи, языковой компетентности;
  • потребность в развитии понимания сложных грамматических конструкций, в целенаправленном формировании устного высказывания, навыков лексического наполнения и грамматического конструирования, связной диалогической и монологической речи;
  • специальное обучение основам языкового анализа и синтеза, развитие фонематических процессов и звукопроизношения, просодики;
  • формирование навыков чтения и письма;
  • развитие пространственной ориентировки, внимания, восприятия, памяти, мыслительных процессов.

Особые образовательные потребности детей с расстройствами аутистического спектра:

  • потребность в  индивидуально дозированном введении в ситуацию обучения в группе детей;
  • специальная работа педагога по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком;
  • создание условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка;
  • дозированное введение в жизнь ребенка новизны и трудностей;
  • дозированная подача новой информации с учетом темпа и работоспособности ребенка;
  • четкое соблюдении режима дня, представленного в виде символов и пиктограмм (в зрительном доступе ребенка), организация упорядоченной предметно-пространственной образовательной среды;
  • специальная отработка форм адекватного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с взрослым;
  • сопровождение тьютора, направленное на оптимизацию взаимодействие ребенка с педагогами и детьми;
  • потребность в  индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства ребенка за пределы образовательной организации.

Характеристика обучающегося (воспитанника)

(разделы, заполняемые на ребенка дошкольного возраста выделены красным цветом)

 

 

Общие сведения:

 

Фамилия, имя, отчество ребенка__________________________________________________

Дата рождения_________________________________________________________________

Домашний адрес:______________________________________________________________

История обучения (образования)  ребенка (где обучался, оставался ли на второй год, переводился ли с академической задолженностью и в каких классах; причины перевода, если ребенок поступил на обучение из другой образовательной организации):______________________________________

__________________________________________________________________________

Информация об условиях и результатах обучения ребёнка в образовательной организации:

Образовательная организация: (полное наименование, e-mail, телефон):_______________________

____________________________________________________________________________________

класс/группа_________________________________________________________________________

программа обучения общеобразовательная основная/адаптированная для _____________________

____________________________________________________________________________________

форма обучения______________________________________________________________________

возраст поступления в образовательную организацию, степень подготовленности; сколько времени находится ребенок в данной образовательной организации__________________________

____________________________________________________________________________________

отношение к учебной деятельности, отношение ребенка к словесной инструкции педагога, реакция на нее, сформированность коммуникативных, игровых навыков, навыков самообслуживания; для школьников – в том числе сформированность учебных навыков: _________________________

_____________________________________________________________________________________

для дошкольников - принимает ли участие в организуемых занятиях, в т. ч. дополнительных; в чем особенности его участия, как ведет себя во время занятий: проявляет заинтересованность, стремление выполнить задания; в игровой деятельности - наличие стремления включиться в игру, использование предметов-заместителей; характер действий с игрушками: стереотипные манипуляции, хаотическая смена игрушек или осмысленные и целенаправленные действия, принятие на себя роли, возможность игры с правилами, предлагает сам игру и стремится быть понятым сверстниками).________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________как успевает ребенок, в чем заключаются особенности или трудности усвоения им программы: _____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

характер ошибок: по математике (понимание смысла арифметических действий (сложения, вычитания, умножения, деления), арифметических задач и др.)______________ ____________________________________________________________________________________

по чтению (нужное подчеркнуть):  какие ошибки в чтении: не может запомнить буквы, путает сходные по написанию буквы, не может сливать в слоги, ошибается при прочтении слогов со стечением согласных, не может читать слова (или читает их побуквенно, не понимая смысла), пропуски, замены, искажения, дополнения слов или частей слов; медленный темп чтения, попытки начинать чтение заново, длительные запинки, потеря места в тексте, неточное чтение фраз, перестановка слов в предложении или букв в словах; читает достаточно бегло, но отмечается неспособность пересказать содержание прочитанного, сделать выводы из прочитанного) ;

по письму (нужное подчеркнуть): пишет правой/левой рукой; при усвоении письма наблюдались трудности в написании элементов букв, в написании букв, при необходимости перевода печатной буквы в письменную, смешение букв, сходных по начертанию. Нарушено списывание. Нарушено преимущественно самостоятельное письмо)

для младших школьников информация о том, с какой степенью готовности ребенок пришел в школу (абсолютно не готов, слабо подготовлен, подготовлен удовлетворительно) _____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

развитие моторики (общая моторная неловкость, преимущественные недостатки мелкой моторики, какую деятельность затрудняют)_______________________________________________

_____________________________________________________________________________________

развитие речи (нужное подчеркнуть): речью не пользуется, речь малопонятна, пользуется речью преимущественно для коммуникации, может отвечать на занятиях, формулировать свои мысли) _____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

особенности поведения на уроках (занятиях) (нужное подчеркнуть): дисциплина (нарушений учебной дисциплины практически нет, нарушений учебной дисциплины нет, но ребенок не включается в учебное взаимодействие, нарушение учебной дисциплины преимущественно из-за непонимания учебных норм (например, может встать, ходить по классу и т. п.), не может правильно вести себя весь урок, мешает другим детям ненамеренно, поскольку очень активен, специально мешает другим детям), работоспособность (трудности включения в задание, замедленный темп его выполнения в сравнении с другими детьми, неравномерная или снижающаяся продуктивность деятельности, высокий темп деятельности с недостаточным вниманием к качеству), степень внимания________________________________________________

Динамика в процессе обучения (почти никакой, очень слабая, недостаточная, достаточная);

В чем вероятная причина недостатков в обучении (нет понимания материала, понимание есть, но резко нарушено внимание, понимание есть только при индивидуальной работе, в классе самостоятельно работать не может, понимание есть, но мотивация к обучению отсутствует)__________________________________________________________________________

Характеристика обучаемости: какие виды помощи использует учитель: объяснение после уроков, подсказку на уроках, прямой показ того, как надо делать, др.________________________________

_____________________________________________________________________________________

насколько эффективна помощь: недостаточная (эффективность помощи неравномерна, в некоторых видах деятельности или заданиях помощь не дает результата), низкая (помощь малоэффективна, ребенок быстро все забывает).

Для учеников подросткового возраста: с какого года обучения (класса) проблемы стали очевидными, в чем они заключались (недостаточное понимание материала по предметам (указать каким) __________________________________________________________, недостатки усвоения учебного материала связывались с плохим посещением занятий)

частота и характер конфликтов (с соучениками, педагогами) ________________________________

поведение в конфликте, проявление переживаний по поводу конфликтов_____________________

указать, с обучающимися какого возраста предпочитает общаться (младшими, старшими, своего возраста)_____________________________________________________________________________

охарактеризовать интересы, увлечения:___________________________________________________

Взаимоотношение ребенка с коллективом сверстников, особенно в тех случаях, когда ребенок драчлив, агрессивен или, наоборот, чрезмерно пассивен. Отметить, как относятся к нему другие дети. ________________________________________________________________________________

Особенности семейного воспитания (строгое, попустительское, непоследовательное, ребенку уделяется недостаточно внимания)_______________________________________

Отношение самого ребенка и его семьи к имеющимся проблемам и трудностям (признание своих неудач, отстаивания либо равнодушное или неадекватное отношение, пр.)_________________________________________________________________________________

Положительные возможности ребёнка, на которые можно опираться в педагогической работе: _____________________________________________________________________________________

Выводы педагога (с указанием цели составления характеристики, обобщённых выводов (в т.ч. усваивает или не усваивает ребёнок предложенную программу), в создании каких специальных условий нуждается): __________________________________________________________________

Дата _________________       

    

Заведующий   ДОО              ___________________    /_________________/

 

                                                                  

Рекомендации по оформлению заключения 

психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации


Заключение психолого-медико-педагогического консилиума  (ПМПк) оформляется на бланке со штампом образовательной организации, заверяется подписью председателя    консилиума и печатью образовательной организации.

 

Заключение консилиума состоит из трех частей: описание основных направлений коррекционно-развивающей работы, оценка эффективности коррекционно-развивающей работы и динамики развития ребенка, выводы и рекомендации. 

 

В первом разделе необходимо описать все коррекционно-развивающие мероприятия, которые проводились с ребенком специалистами консилиума за период пребывания ребенка в детском саду с указанием цели и сроков проведения этих мероприятий.

 

Например: в 1 полугодии 2016 года были организованы занятия с педагогом-психологом по формированию произвольной регуляции поведения.

 

Во втором разделе необходимо описать динамику развития воспитанника за период проведения с ним коррекционно-развивающих мероприятий:

  • положительная, высокий уровень;
  • положительная, выше среднего уровень (отмечаются незначительные трудности организации собственной деятельности, замедленный темп усвоения программы, непрочность усвоения);
  • относительно положительная, средний уровень (отмечается удовлетворительный уровень продуктивности и успешности усвоения программы. Ребенку необходимо длительное время для усвоения знаний, умений и навыков, правил поведения. Присутствуют трудности переноса усвоенных знаний); 
  • незначительная, низкий уровень (неудовлетворительный уровень усвоения программы. Возможен рост конфликтности, агрессивности ребенка, появление неадекватных поступков в поведении);
  • отрицательная – (ребенок не усваивает содержание программы. Отмечается резкое снижение интереса, работоспособности, продуктивности деятельности ребенка, его обучаемости, успешности во всех видах детской деятельности, росте конфликтности, агрессивности ребенка, появление неадекватных поступков в поведении).

Здесь же необходимо указать характер динамики развития: волнообразная (скачкообразное, неравномерное усвоение разделов программы во времени)  или избирательная (хороший или достаточный темп усвоения одних разделов программы при неудовлетворительном усвоении других). 

 

Второй раздел содержит так же описание результатов коррекционной работы с ребенком: навыков, умений и способностей, сформированных у ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы с каждым из специалистов.

 

Например: в результате работы с психологом поведение стало более организованным: способен выслушать инструкцию, продуктивно работать в течение 15 минут, адекватно реагирует на замечания.

 

Если коррекционная работа с ребенком не велась – следует указать: коррекционно-развивающая работа с ребенком не проводилась.

 

В графе выводы, рекомендации необходимо указать: 

  1. Уровень усвоения образовательной программы (программа усвоена;  программа усвоена частично; программа не усвоена).
  2. Предположение о наличии у ребенка особых образовательных потребностей (см. выше).
  3. Если коллегиальное заключение консилиума оформляется для направления ребенка в ПМПК, указывается следующая формулировка направить Иванова Ивана на обследование в ПМПК с целью определения специальных образовательных условий, либо уточнения/корректировки ранее выданных рекомендаций ПМПК.

 

 

Рекомендации по оформлению заключения по результатам психологического обследования ребенка

 

Заключение по результатам психологического обследования ребенка (далее - заключение) оформляется педагогом-психологом на листе со штампом образовательной организации, подписывается специалистом  с расшифровкой подписи, указывается дата оформления заключения.

В заключении указываются:

- фамилия, имя ребенка, его возраст (количество полных лет), дата и время обследования ребенка, например: 15 февраля 2017 года с 14.00 до 15.00;

- присутствие на обследовании третьего лица;

- перечень всех используемых методик (с указанием общепринятых названий либо авторов);

- описание результатов методик   в свободной форме.

Условно содержательную часть заключения можно разделить на две части. В первой части указываются особенности поведения ребенка во время обследования. Отмечаются мотивация к выполнению заданий, особенности контакта, способы взаимодействия с психологом, способы выполнения заданий, характер деятельности, реакции на поощрение, неуспех, замечание, особое внимание обращается на способность ребенка продуктивно использовать помощь, отмечаются наиболее эффективные виды помощи, умение переносить найденный совместно с психологом способ решения на аналогичную задачу. Во второй части дается анализ полученных результатов диагностического изучения психики ребенка. 

Заключение начинается  с описания особенностей контакта с ребенком. Важно оценить является ли контакт стабильным, либо неустойчивым и по каким причинам.

Затем дается характеристика эмоциональной реакции ребенка на ситуацию обследования. Эмоции ребенка фиксируются на протяжении всего обследования и предполагают оценку адекватности поведенческих реакций ребенка на ситуацию эксперимента. 

Далее описываются особенности понимания ребенком словесной инструкции: характер доступной ребенку инструкции, необходимость и качество ее изменения для улучшения понимания, способность сохранять инструкцию до конца работы. 

Следующие параметры, которые должен описать педагог-психолог:

-  наличие и стойкость интереса к заданию (интерес проявляет и сохраняет на протяжении всего выполнения задания;, интерес нестойкий, поверхностный, проявляет только к интересующим его заданиям; интереса не проявляет, пассивен)

- темп и динамика деятельности: деятельность целенаправленная, либо отмечается импульсивность (инертность) в  выполнении заданий; на фоне утомления темп выражено снижается и т.д.;

- работоспособность: продуктивно работает в течение всего обследования, отмечаются проявления усталости,  изменения темповых характеристик и т.п.,

- характер оказанной ребенку помощи: помощь не требуется, требуется (организующая, стимулирующая,  обучающая) помощь, помощь малоэффективна.

Далее необходимо охарактеризовать эмоциональное состояние ребенка во время выполнения заданий, которое включает три показателя: эмоциональной фон (положительный, отрицательный, апатичный), выраженность эмоций (яркие живые, выразительные, малоэмоционалный, вялый), эмоциональная подвижность (эмоционально-лабилен, сохраняет положительные эмоции на протяжении всего обследования). 

Важным параметром является характер общения ребенка со взрослым (активен и инициативен в общении, легко вступает в диалог и поддерживает его на протяжении всей работы; инициативы в общении не проявляет, односложно отвечает на вопросы; общение формальное). И для дошкольников, конечно же, важна характеристика мелкой моторики.  

Вторая часть заключения включает интепретацию результатов диагностического изучения психики ребенка. Психолог анализирует и описывает результаты методик, использованных им для исследования памяти, внимания, мышления ребенка.

При описании памяти важно отметить объем и темп запоминания, а так же указать, как долго ребенок помнит информацию и как точно он ее воспроизводит. Анализ процессов внимания следует проводить с точки зрения того, способен ли ребенок к самостоятельному произвольному сосредоточению, либо он внимателен лишь когда ему интересно, как долго он внимание сохраняет, как быстро пресыщается или утомляется.

При анализе мышления необходимо дать качественную характеристику всем мыслительным операциям, доступным ребенку: группировке, сравнению, обобщению, установлению причинно-следственных связей. У старших дошкольников необходимо выявить степень понимания скрытого смысла текстов и картинок.

Заключение психолога в обязательном порядке заканчивается диагностическим выводом. Он включает в себя:

- во-первых, указание на степень отставания от возрастной нормы, при этом   формулировки вывода могут быть следующими: психическое развитие (соответствует, незначительно отстает, отстает, существенно отстает, грубо отстает) от возрастной нормы, либо отмечается неравномерность развития психических функций;

-  во-вторых, указание на вариант нарушенного, отклоняющегося развития (в соответствие с типологией отклоняющегося развития М. и Н. Семаго.)

Логопедическое представление на  ребенка входит в пакет сопроводительных документов  в ПМПК в том случае, если в штате дошкольного образовательного учреждения есть учитель-логопед. Как вариант может быть предоставлена копия «Речевой карты» ребенка, с обязательным указанием даты обследования воспитанника и фамилии, имени и отчества специалиста (логопеда).  В этом случае «Речевая карта» должна быть оформлена   не позднее одного-двух месяцев до даты направления ребенка на ПМПК.

Обращаем Ваше внимание, что логопедическое (речевое) заключение логопед ДОУ формулирует самостоятельно по результатам логопедического обследования ребенка, используя психолого-педагогическую  классификацию, а не дублирует диагноз логопеда детской поликлиники.


Приложение №1

 

Рекомендации для учителя – логопеда/педагога по заполнению графы

«развитие речи» в Характеристике

обучающегося (воспитанника)

Самойленко В.В., учитель – логопед ПМПК

Графа «развитие речи» заполняется педагогом и/или учителем - логопедом детского сада. В данной графе уже даны некоторые критерии, характеризующие речевое развитие ребенка, из которых можно выбрать и отметить нужное:

- речью не пользуется (здесь можно отметить использует ли ребенок жесты, мимику при общении);

- речь малопонятна;

- пользуется речью преимущественно для коммуникации;

- может отвечать на занятиях;

- формулировать свои мысли.

 Но речь детей разнообразна и индивидуальна, поэтому важно отметить следующее:

понимание  речевой инструкции – понимает в полном объеме, понимает на бытовом уровне, понимает в знакомой (близкой) ребенку ситуации, требуется повторение или разъяснение речевой инструкции;

фонематический слух (восприятие) – для детей 3 – 6 лет можно отметить, что фонематический слух сформирован в соответствии с возрастом или не соответствует возрасту. Так дети 3 – 4 лет воспроизводят звукоподражания по показу или самостоятельно в игре «Кто как голос подает?». Дети 4 – 5 лет умеют выделять заданный гласный звук из звукового ряда.  Для детей  5 – 6 лет:  дифференцирует ли  слова, отличающиеся друг от друга одним звуком (звонким – глухим: коза – коса; твердым – мягким: поток – потек); устанавливает ли наличие заданного звука в слове, выделяет ли первый и последний звуки в слове, подбирает ли  слова на заданный звук;

звукопроизношение – формируется в соответствии с возрастом; имеются трудности звукопроизношения (указать, какие звуки нарушены). Отметить общую внятность речи (четкая, невнятная, малопонятная для окружающих);

слоговая структура – без нарушений, если слоговая структура нарушена, указать характер  искажения: сокращение числа слогов, упрощение слогов (при стечении согласных опускается один из согласных), уподобление слогов, добавление числа слогов, перестановки слогов и звуков внутри слога и слова;

словарь  – характеризуется активный и пассивный словарь: активный– соответствует или не соответствует возрастной норме;  пассивный – преобладает (шире) активного, соответствует  или не соответствует возрасту. Какие части речи чаще использует (существительные, глаголы, прилагательные, использует ли наречия),  употребляет слова в приближенном  значении («кружка» - «чашка»). Использует ли обобщающие понятия в соответствии с возрастом, указать какие;  

грамматический  строй  –  сформирован по возрасту; для детей 4 лет – умеет ли образовывать существительные уменьшительно – ласкательной формы. Для детей от 5 лет – образование прилагательных от существительных «сливый сок» - «сливовый сок»; согласование прилагательного с существительным – «красная платье», «мягкое кресло»; согласование существительного с числительным – «5 цыпленков», «5 деревов». Указать употребляет ли в речи предлоги  (в соответствии с возрастом);

связная речь – говорит односложно или фразой, чаще использует простые (распространенные) предложения; указать легко ли учит стихи, умеет пересказывать знакомую сказку, составлять рассказ по серии сюжетных картинок (или по сюжетной картинке).  

Список литературы:

  1. 1.Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 «Об утверждении Федерального образовательного стандарта дошкольного образования»);
  2. Методические рекомендации по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий Российской Федерации (письмо Минобрнауки РФ от 23.05.2016 № ВК 1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий»);
  3. Приказ Минобразования РО от 29.12.2016 № 859 «Об организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий Ростовской области»;
  4. Максаков А.И. «Правильно ли говорит ваш ребенок», Просвещение, Москва, 1982г.
  5. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Проблемные дети основы диагностической и коррекционной работы психолога», Аркти, Москва, 2000г.
  6. Хватцев М.Е. «Логопедия. Работа с дошкольниками», Аквариум, Москва, 1996 г.