Новости

Примерные диагностические средства для оценки различных сфер психической деятельности ребенка младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет) при направлении ребенка на ПМПК

31

июля

2019

Носоченко Т.П.. старший методист МБУ «ЦМППС»

 

Задачи дифференциальной психодиагностики в случае направления ребенка на ПМПК:

- разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребёнка;

- выявление первичного и вторичного нарушений и системный анализ структуры нарушения;

- оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно -двигательного аппарата;

- определение и обоснование педагогического прогноза, выявление образовательных потребностей ребенка.

При проведении обследования детей с ограниченными возможностями

здоровья важно учитывать характерные для многих из них особенности: сниженная интеллектуальная активность, быстрая пресыщаемость и истощаемость, колебания работоспособности, слабая волевая регуляция поведения, незрелость эмоций и др. Поэтому при организации и проведении обследования детей с нарушением развития следует неукоснительно соблюдать принципы построения диагностической процедуры:

Экономичность предъявляемого материала. Предлагаемые задания по возможности должны быть полифункциональными, т.е. выявлять сразу несколько показателей развития отдельных психических сфер.

Вариативность в последовательности предъявления материала.

Необходимо индивидуализировать последовательность предъявляемых заданий: легкие/трудные, вербальные/невербальные, учебные/игровые. Возможно чередование заданий с учетом ведущего анализатора (зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический). Так, для детей с психофизическим инфантилизмом следует увеличить количество заданий, предъявляемых в игровой форме, поддерживающих интерес, мотивацию; для соматически ослабленных детей – предусмотреть чередование заданий по степени сложности, предоставить возможности практического оперирования с предметами.

Учет уровня работоспособности ребенка. В случаях повышенной утомляемости учащегося, истощаемости психических процессов следует приостановить диагностику, дать возможность отдохнуть, провести  динамическую или релаксационную паузу. Обследование детей с выраженными нарушениями работоспособности целесообразнее разбить на части, предоставляя возможность частого отдыха.

Четкое и доступное предъявление инструкции. При предъявлении инструкции следует использовать несложные по грамматическому оформлению речевые конструкции, предусматривать повторное поэтапное предъявление задания (деление инструкции на отдельные смысловые звенья).

Дозирование помощи взрослого. Если учащийся не справляется с заданием, ему необходимо оказать дозированную помощь, которая предъявляется последовательно от минимальной к максимальной. Такая помощь позволяет определить уровень обучаемости школьника (восприимчивость к помощи, объем и характер помощи, способность переносить усвоенный прием на аналогичные задания).

 

  1. Исследование операциональных характеристик деятельности (темпа,

продуктивности, работоспособности)

 

Методика: Счет по Е. Крепелину

Краткая аннотация. Методика была предложена для исследования работоспособности, выявления параметров утомления и врабатываемости в определенный тип действий. Для детей наиболее удобно использовать эту методику в модификации Р. Шульте. Обязательным условием использования

методики является умение ребенка производить в уме счетные операции в пределах 20, что предъявляет требования не только к возрасту ребенка, но и к знанию им программного материала. По результатам деятельности ребенка могут быть построены различные кривые, отражающие характеристики работоспособности, указывающие на наличие истощаемости или пресыщаемости, особенности внимания.

Анализируемые показатели:

-     доступность полного удержания инструкции (программы, алгоритма выполнения задания);

-     параметры внимания (устойчивость внимания, возможность его переключения);

-     темп работы;

-     наличие истощения или пресыщения деятельности (дифференциация этих процессов);

-     определение периода врабатываемости в деятельность (по оценке временных характеристик выполнения).

Ограничения!!! Методика не может быть использована для детей неспособных проводить счетные операции в пределах двух десятков. Для детей с тяжелыми нарушениями слуха возможен письменный вариант задания. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения).

 

  1. Исследование параметров внимания  (устойчивость, возможность

распределения, переключения)

 

Методика «Таблицы Шульте»

Краткая аннотация.  Методика применяется для исследования темповых характеристик деятельности и особенностей (параметров) внимания у детей, начиная с момента, когда у ребенка сформирован и усвоен прямой числовой ряд как минимум до 15-ти. Целесообразно использование методики с 7-ми лет. Методика позволяет выявить наличие выявления инертности психических процессов в целом.

Анализируемые показатели:

-     параметры внимания (устойчивость, распределение и переключение);

-     возможность удержания инструкции (особенно, в усложненном варианте);

-     время, затрачиваемое на каждые четыре-пять пар цифр;

-     количество цифр, найденных ребенком за определенный промежуток времени – (15сек, 30 сек);

-     сравнительные характеристики времени, за которое ребенок находит каждые пять цифр (равномерность выполнения задания);

-     ошибки узнавания и нахождения цифр, сходных по оптическому или пространственному признаку (например, цифры 6 и 9, 12 и 21), ошибки по типу пропусков определенных цифр.

Ограничения!!! Методика не может быть использована для детей неспособных проводить счетные операции в пределах двух десятков. Для детей с тяжелыми нарушениями слуха возможен письменный вариант задания. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения).

 

Методика: Корректурные пробы

Краткая аннотация. Методика предназначена для исследования устойчивости внимания, возможностей его переключения, врабатываемости в задание, проявления признаков утомления и пресыщения, влияния различных видов мотивации на продуктивность деятельности.

Анализируемые показатели:

-     темповые характеристики деятельности (скорость «выполнения» строк, ее изменения);

-     параметры внимания (устойчивость, распределение и переключение);

-     количество ошибок и их характер (ошибки пространственного, оптического типа и т.п.);

-     динамика распределения ошибок в зависимости от этапа работы, его темпа и пространственного расположения на листе;

-     наличие факторов пресыщения или утомления;

-     ведущий тип мотивации ребенка.

Ограничения!!! Методика не может быть использована в работе с детьми с выраженными нарушениями зрения (слепота и слабовидение), детьми с оптической дисграфией, детьми с выраженными нарушениями коммуникации, множественными, сочетанными нарушениями развития, при таких формах двигательных нарушений, когда ограничены функции моторики рук. Дети с нарушениями слуха хорошо используют невербальную инструкцию «по подобию» при выполнении задания.

 

  1. Оценка регуляции психических процессов

 

Методика «Узоры»

Краткая аннотация. Данная методика была разработана в научной школе А.Р.Лурия и используется для оценки возможности ребенка удержать программу деятельности, включающую в себя последовательные графические элементы. Прием чаще всего используется в индивидуальной работе, но может быть применен и при групповой работе.

Анализируемые  показатели:

-     возможность удержания инструкции на материале графической деятельности;

-     темп и продуктивность деятельности;

-     наличие грубых нарушений регуляции психических процессов;

-     наличие грубых нарушений формирования графической деятельности.

Ограничения!!! Методика не может быть использована для исследования слепых детей, детей с выраженными нарушениями коммуникации, множественными, сочетанными нарушениями развития, при формах двигательных нарушений, когда ограничены функции моторики рук. Дети с нарушениями слуха хорошо используют невербальную инструкцию «по подобию» при выполнении задания.

 

  1. Оценка особенностей мнестической деятельности (памяти)

   

Методика: Запоминание двух групп слов и фраз.

Краткая аннотация: Исследование памяти на материале двух фраз целесообразно использовать в том случае, если объем непосредственного запоминания слов, не связанных смыслом, сужен или имеются другие проблемы (например, проблемы удержания порядка) запоминания материала, подаваемого на слух.

Анализируемые показатели

-     объем запоминаемого материала;

-     количество необходимых для полного запоминания ребенком повторений, как большего, так и меньшего по объему материала (скорость запоминания);

-     возможность удержания предъявляемого порядка слов;

-     наличие привнесенных слов и слов, близких по смыслу или звучанию (парафазии);

-     наличие интерферирующих влияний на воспроизводимый по «группам» материал;

-     прочность запоминания (при отсроченном воспроизведении);

-     особенности фонематического восприятия.

Ограничения!!! Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями слуха у которых не сформировано чтение, детей с тяжелыми нарушениями развития, в том числе с расстройствами аутистического спектра и множественными, сочетанными нарушениями развития.

 

  1. Исследование перцептивного-действенного компонента мышления

 

Методики: Цветные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена, Стандартные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена

Краткая аннотация. Тесты были созданы в 1936 году Л. Пенроузом и Дж. Равеном для измерения уровня интеллектуального развития. Позволяет определить уровень доступности и сформированности определенных интеллектуальных операций. Предъявляется жесткое условие проведения тестирования: матрицы должны предъявляться и анализироваться испытуемым подряд, без пропусков.

Анализируемые  показатели:

-     количественная оценка выполнения;

- характер сформированности перцептивной логики (в зависимости от количества правильно выполненных матриц в каждой из серий);

-     оценка работоспособности;

-     характер деятельности;

-     темп деятельности и его изменения;

-     характер ошибок.

Ограничения!!! Методики не может быть использована в стандартном виде для детей с тяжелыми нарушениями зрения и при коммуникативных трудностях.

Методика «Кубики Кооса»

Краткая аннотация. Методика была создана в 20-х годах прошлого века для исследование конструктивного праксиса, пространственной  ориентировки, внимания, комбинаторики.

Анализируемые показатели:

- уровень доступной для ребенка сложности выполнения заданий на конструктивное мышление;

-  сформированность пространственного анализа и синтеза;

- обучаемость ребенка (возможность переноса сформированного умения на

аналогичный конструктивный материал).

Ограничения!!! Методика не может быть использована в работе с детьми с тяжелыми  нарушениями зрения, значительными ограничениями движений кистей рук, как правило при ДЦП. Дети с нарушениями слуха хорошо используют невербальную инструкцию «по подобию» при выполнении задания.

 

  1. Исследование вербально-логического компонента познавательной деятельности, в том числе уровня и особенностей понятийного мышления

Методика «Сравнение понятий»

Краткая аннотация. Данная методика, используется для выявления особенностей протекания мыслительных операций (в том числе, динамики мышления)  Ребенку необходимо произвести выделение их родо-видовых признаков и установить определенные соотношения между этими признаками сравниваемых понятий.

Анализируемые  показатели:

-  характер деятельности;

-  характер выделяемых для сравнения (или различения) признаков;

- наличие специфики выделяемых признаков при сравнении понятий (латентность, несущественность признака);

- способ объяснения различения или объединения понятий (в том числе наличие «вычурности» в описании понятия, других специфических способов

объяснения);

- критичность к собственной деятельности;

- объем и характер необходимой помощи;

- уровень и специфика речевого развития.

Ограничения!!! Методика не может быть с детьми с грубыми нарушениями контакта, детьми, не понимающими обращенной речи.

Методика «Простые аналогии»

Краткая аннотация. Методика направлена на оценку особенностей протекания отдельных мыслительных операций и сформированности вербально-логического мышления в целом. Большинство из предлагаемых заданий требует от ребенка умения читать и понимать прочитанное. В любом случае, прежде чем задание будет предъявлено ребенку, необходимо убедиться в том, что у ребенка нет проблем мнестического характера, – достаточен объем и скорость слухоречевого запоминания.

Анализируемые  показатели:

- возможность удержания инструкции и логики задания;

- доступная сложность выполняемого задания;

- критичность ребенка к результатам своей деятельности.

- доступность операций установления логических связей по аналогии в целом;

- возможность зрительного анализа большого объема печатного материала;

- наличие ответов импульсивного характера;

- инертность в выборе связей;

-  объема и характера необходимой помощи при обучении.