Новости

Рекомендации по использованию диагностических средств для оценки психической деятельности ребенка младшего и старшего дошкольного возраста (от 3 до 7 лет), направляемого на ПМПК

31

июля

2019

Т.П. Носоченко, старший методист МБУ «ЦМППС»,

руководитель ПМПК

 

Основным методом  оценки психической деятельности детей младшего  и старшего дошкольного возраста является метод наблюдения. Он представляет уникальную возможность оценить практически любой параметр психического развития ребенка, как в условиях свободной самостоятельной деятельности, так и в условиях его взаимодействия со взрослыми - психологом или родителями.

Оцениваются следующие показатели:

  • характер самостоятельной игры и поведения ребенка;
  • особенности взаимодействия с взрослым;
  • характер выполнения заданий и стратегия их выполнения;
  • особенности эмоционального реагирования ребенка;
  • темп и продуктивность деятельности ребенка;
  • внимание (устойчивость, возможность распределения, переключения);
  • эмоционально-личностные особенности.

Ограничения. Методика не имеет ограничений.

 

Дети младшего дошкольного возраста (3-5 лет)

  1.       Оценка особенностей мнестической деятельности.

Методика «Запоминание двух групп слов»

Методика направлена на исследование скорости и объема слухоречевого (зрительного для детей с нарушением слуха) запоминания, влияния фактора интерференции при запоминании материала, проблем избирательности мнестических следов, возможностей удержания порядка предъявляемого материала.

Оцениваются следующие показатели:

  • объем запоминаемого материала;
  • количество необходимых для полного запоминания ребенком повторений как первого, так и второго запоминаемого материала (скорость запоминания);
  • возможность удержания предъявляемого порядка слов;
  • наличие привнесенных слов и слов, близких по смыслу или звучанию (парафазии);
  • наличие интерферирующих влияний на воспроизводимый по «группам» материал;
  • прочность мнестических следов (при отсроченном воспроизведении);
  • особенности фонематического восприятия.

Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями слуха, детей с тяжелыми нарушениями развития, в том числе с грубыми нарушениями коммуникации и расстройствами аутистического спектра, множественными нарушениями развития.

  1. Исследование перцептивно-действенного компонента мышления

Методика Выготского—Сахарова

Оцениваются следующие показатели:

  • соответствие уровня развития перцептивно-действенного мышления возрасту;
  • уровень актуального понятийного развития,
  • объем помощи взрослого;
  • способность охарактеризовать выделяемый признак.

Ограничения. Методика не может быть использована при преобладании ротового обследования предметов над непосредственной манипулятивной и исследовательской деятельностью (при тяжелой степени тотального недоразвития ВПФ). Не используется для детей с тяжелыми нарушениями зрения, аутистического спектра, множественными нарушениями развития.

Методика «Детская предметная классификация»

Оцениваются следующие показатели:

  • актуальный уровень обобщающих операций, и понятийного мышления, характерный для «спонтанной» познавательной деятельности ребенка;
  • характер обобщающих операций;
  • наличие латентных выборов;
  • стратегия деятельности ребенка.

Ограничения. Методика не может быть использована при работе с детьми с тяжелыми нарушениями зрения и грубыми нарушениями взаимодействия.

Методика «Вербализация простых пространственных представлений»

Оцениваются следующие показатели:  возможность понимания  и использования в собственной речи предлогов, наречий и простых предложных конструкций. Анализируется понимание и использование предлогов для оценки взаимоотношения объектов и собственного тела, а далее и объектов между собой (возможность называния взаиморасположения объектов в пространстве).

Ограничения. Не используется для детей с тяжелыми нарушениями зрения. Для детей с тяжелой двигательной патологией необходимо изменение формата изображений - сильное увеличение расстояний между ними.

 Дети старшего дошкольного возраста ( 5 - 7 лет).

  1.  Исследование операциональных характеристик деятельности (темп, продуктивность, работоспособность)

Методика Пьерона-Рузера

Оцениваются следующие показатели:

  • возможность удержания инструкции (программы, алгоритма деятельности);
  • целенаправленность деятельности;
  • параметры внимания (устойчивость, распределение и переключение);
  • количество правильно заполненных фигур по отношению к общему их количеству (индекс правильности);
  • число заполненных фигур за каждую минуту, (динамика изменения темпа деятельности);
  • количество ошибок за регистрируемые отрезки времени (динамика изменения количества ошибок);
  • распределение ошибок (и их количества) в разных частях листа. В данном случае анализируются как характер распределения ошибок в пространстве бланка (в верхней и нижней части бланка, в правой и левой), так и особенности динамики работоспособности и ее влияния на количество ошибок;
  • характер необходимой мотивации деятельности (мотивация достижения, соревновательная, игровая и т.п.)

Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными степенями умственной отсталости, с тяжелыми двигательными и множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
 

  1. Исследование параметров внимания (устойчивость, возможность распределения, переключения)

Методика В.М. Когана

Оцениваются следующие показатели:

  • возможность распределения  и переключения внимания;
  • возможность распределения внимания по двум признакам (счет и сортировка по цвету);
  • возможность распределения внимания по трем признакам одновременно (при использовании таблицы);
  • мануальные предпочтения — какой рукой ребенок держит карточки, какой раскладывает, меняет ли руки, насколько они взаимодействуют;
  • специфика ориентации в пространстве листа;
  • наличие упорядоченной стратегии поиска и пространственный характер этой стратегии
  • особенности тонкой моторики: насколько ребенок ловко удерживает, перебирает и раскладывает карточки;
  • замечает ли ребенок свои ошибки (критичность);
  • как эмоционально реагирует на замеченные взрослым ошибки.

Ограничения. Методика не может быть использована для исследования слепых детей, детей с выраженными нарушениями коммуникации, множественными, сочетанными нарушениями развития, при формах двигательных нарушений, когда ограничены функции моторики рук. Дети с нарушениями слуха хорошо используют невербальную инструкцию «по подобию» при выполнении задания.

 

  1. Оценка зрелости функции программирования и контроля и собственной регуляции деятельности.

Методика «Заборчик»

Оцениваются следующие показатели:

  • возможность удержания простого алгоритма на материале графической деятельности;
  • темп и продуктивность деятельности;
  • наличие специфических трудностей (грубых нарушений регуляции).

Ограничения. Методика не может быть использована для исследования слепых детей, детей с выраженными нарушениями коммуникации, множественными, сочетанными нарушениями развития, при формах двигательных нарушений, когда ограничены функции моторики рук. Дети с нарушениями слуха хорошо используют невербальную инструкцию «по подобию» при выполнении задания.

Методика «Шифровки»

Оцениваются следующие показатели:

  • возможность выполнения задания - понимания инструкции;
  • удержания более сложного моторного алгоритма деятельности;
  • возможности переключения внимания и его распределения;
  • наличие специфических трудностей (грубых нарушений регуляции).

Ограничения. Методика не может быть использована для исследования слепых детей, детей с выраженными нарушениями коммуникации, множественными, сочетанными нарушениями развития, при формах двигательных нарушений, когда ограничены функции моторики рук. Дети с нарушениями слуха хорошо используют невербальную инструкцию «по подобию» при выполнении задания.

  1. Оценка особенностей мнестической деятельности

Методика «Запоминание двух групп слов»

Оцениваются следующие показатели:

  • объем запоминаемого материала;
  • количество необходимых для полного запоминания ребенком повторений как большего, так и меньшего по объему материала (скорость запоминания);
  • возможность удержания предъявляемого порядка слов;
  • наличие привнесенных слов и слов, близких по смыслу или звучанию (парафазии);
  • наличие интерферирующих влияний на воспроизводимый по «группам» материал;
  • прочность мнестических следов (при отсроченном воспроизведении);
  • особенности фонематического восприятия.

Методика «Запоминание двух фраз»

Оцениваются следующие показатели:

  • различие между объемом запоминаемого материала организованного смыслом и набором слов, запоминаемым ранее;
  • длительность запоминания (количество повторов фраз для правильного воспроизведения);
  • полнота воспроизведения;
  • наличие слов привнесенных из другой фразы;
  • замена слов словами близкими по звучанию (литеральные парафазии) или по смыслу (вербальные парафазии).

Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями слуха, у которых не сформировано чтение, детей с тяжелыми нарушениями развития, в том числе с расстройствами аутистического спектра и множественными, сочетанными нарушениями развития.  

  1. Исследование перцептивно-действенного компонента мышления

Методика «Цветные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена»

Оцениваются следующие показатели:

  • количественная оценка выполнения;
  • характер сформированности перцептивной логики (в зависимости от количества правильно выполненных матриц в каждой из серий);
  • работоспособность;
  • характер деятельности;
  • темп деятельности и его изменения;
  • характер ошибок.

Ограничения. Методика не может быть использована в стандартном виде для детей с тяжелыми нарушениями зрения и при коммуникативных трудностях.

Методика «Кубики Кооса»

Оцениваются следующие показатели:

  • уровень доступной для ребенка сложности выполнения заданий на конструктивное мышление;
  •  преимущественная стратегия деятельности;
  • сформированность пространственного анализа и синтеза;
  • критичность ребенка к собственным результатам;
  • обучаемость ребенка (возможность переноса сформированного умения на аналогичный конструктивный материал);
  • характер и объем помощи психолога.

Ограничения. Методика не может быть использована в работе с детьми с тяжелыми нарушениями зрения, значительными ограничениями движений кистей рук, как правило, при ДЦП. Дети с нарушениями слуха хорошо используют невербальную инструкцию «по подобию» при выполнении задания. 

  1. Оценка уровня сформированности пространственно-временных представлений

Представления о расположении объектов в пространстве (уровень целостного пространства)

Оцениваются следующие показатели:

  • понимание и использование предлогов для оценки взаимоотношения объектов и собственного тела;
  • возможность называния взаиморасположения объектов в пространстве.

Ограничения. Методика не может быть использована при обследовании неговорящих детей и детей, не понимающих обращенной речи.

Вербализация пространственно-временных представлений и владение речевыми конструкциями

Оцениваются следующие показатели:

  • анализ сформированности пространственных представлений и понятий ребенка на уровне понимания и показа (импрессивный уровень);
  • анализ возможности самостоятельного употребления предлогов и составление пространственных речевых конструкций (экспрессивный уровень).

Ограничения. Методика не может быть использована при обследовании неговорящих детей и детей, не понимающих обращенной речи.

Понимание сложных речевых конструкций

Оцениваются следующие показатели:

  • подбор антонимов;
  • понимание и формирование пассивных и других сложных речевых (лексико-грамматических) конструкций;
  • понимание и формирование пространственно-временных и причинно-следственных речевых конструкций.

Ограничения. Методика не может быть использована при обследовании неговорящих детей и детей, не понимающих обращенной речи.

  1. Исследование вербально-логического компонента познавательной деятельности, в том числе уровня и особенностей понятийного мышления

Методика «Детская предметная классификация»

Оцениваются следующие показатели:

  • актуальный уровень обобщающих операций, характерный для «спонтанной» познавательной деятельности ребенка;
  • характер обобщающих операций;
  • наличие латентных выборов;
  • стратегия деятельности ребенка.

Ограничения. Методика не может быть использована со слепыми детьми (возможен вербальный аналог методики), с детьми с грубыми нарушениями коммуникации.

Методика «Исключение предметов» 

 

Оцениваются следующие показатели:

  • уровень понятийного развития, который демонстрирует ребенок;
  • характер и развернутость объяснений ребенка;
  • особенности обобщающих операций ребенка;
  • объем помощи взрослого.

Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.