Новости
Игры и упражнения для формирования и развития пространственных представлений у дошкольников
26
августа
2024
Подготовила: учитель-логопед МБУ «ЦМППС»
Дзюба Ольга Алексеевна
Пространственные представления — это деятельность, которая включает в себя понимание формы, величины, размещения и движения предметов относительно друг друга, собственного тела, объектов, которые есть вокруг.
Формирование пространственных представлений у самых маленьких детей начинается с ориентировки в частях своего тела. С самого раннего возраста мы играем с ребенком: «Покажи, где носик, глазки, ушки, ручки, ножки, животик, спинка». Чуть позже формируются пространственные направления: впереди там, где лицо; позади (сзади) там, где спина, справа (направо) там, где правая рука, слева (налево) там, где левая рука. Важной задачей является различение правой и левой руки, правой и левой части своего тела. На первых порах для различения правой и левой руки рекомендуется маркировать левую руку ребенка при помощи браслета, колокольчика, яркой ленточки и т.п. Старшие дошкольники должны знать такие редко употребляемые слова-части тела, как висок, затылок, макушка, талия показывать их и называть.
Упражнять ребенка в ориентировке «на себе» можно при помощи игр и игровых упражнений.
Игра «Не перепутай». При слове «нос» нужно дотронуться до носа, при слове «лоб» до лба и т.д. взрослый выполняет движение одновременно с ребенком.
«У меня есть голова, живот,
а там спина,
Ножки чтобы поскакать,
Ручки чтобы поиграть»
Старшего дошкольника можно попытаться «перехитрить»: сказав «ухо», взрослый указывает пальцем на подбородок и т.д. игра поможет детям закрепить названия различных частей тела, лица, головы, будет развивать внимание, быстроту реакции, способность к переключению движений.
Игра «Вратарь» способствует закреплению ориентированности ребенка в правой и левой сторонах, развивает быстроту реакции, точность движений. Взрослый бросает мяч ребенку, предупреждая ребенка, куда полетит мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении. Ребенок: «Вратарем зовусь не зря, мяч всегда поймаю я». Взрослый: «Раз, два, три справа, (слева, прямо) мяч смотри!»
Игра «Мячик прыгает по мне» способствует закреплению ориентированности ребенка в собственном теле и в пространстве (справа слева, впереди сзади), закреплению употребления предлогов. Ребенок выполняет задания по инструкции взрослого.
«В правую руку свой мячик возьми,
Над головою его подними
И перед грудью его подержи.
К левой ступне не спеша положи.
За спину спрячь и затылка коснись.
Руку смени и другим улыбнись.
Правого плечика мячик коснется
И ненадолго за спину вернется.
С голени правой да к левой ступне,
Да на живот не запутаться б мне»
На основе знания своего тела, т.е. ориентируясь «на себе», становится возможна ориентировка «от себя»: умение правильно показывать, называть и двигаться вперед назад, вверх вниз, направо налево.
Игра «Вверху-внизу». Взрослый называет разные предметы, ребенок пальцем руки показывает направление вверх, если названный предмет находится вверху, вниз, если предмет внизу. Например, пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея и т.п.
Упражнение «Зеркало» выполняется в паре со взрослым. На первом этапе упражнение выполняется сидя на коленях (на пятках). Сначала взрослый совершает медленные движения одной рукой, затем другой, затем двумя. Ребенок зеркально повторяет движения. Когда упражнение освоено, можно переходить в положение стоя и подключать движения всего тела.
Упражнение «Найди клад». В комнате прячется игрушка или конфета. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды взрослого («Сделай два шага вперед, один направо и т.п.»).
Игра для «Угадай, кого загадали» преследует цель развития ориентировки в пространстве, закрепление употребления терминов, определяющих пространственное расположение предметов. Для игры необходимы три игрушки крупного размера, например, кукла, медведь и заяц. Ребенок садится в центре, игрушки размещаются вокруг. Взрослый сообщает ребенку адрес загаданной игрушки, ребенок должен ее определить. Например, игрушка находится сбоку от тебя (или перед тобой, или за тобой). Затем можно поменяться местами. Загадывать адрес игрушки будет ребенок. В дальнейшем можно внести дополнительные направления: справа и слева.
Игра «Наоборот» (назвать противоположное понятие) проводится с мячом. Взрослый бросает ребенку мяч, говорит: «Над окном», ребенок бросает мяч взрослому, говорит: «Под окном». К двери от двери; в ящик - ; перед школой - ; до города - ; перед машиной - ; далеко - ; высоко - ; вверху - и т.п.
Формирование ориентировки в пространстве «на себе», «от себя» создает основу для более сложных ориентировок в пространстве, включая ориентировку на листе бумаги, что является важным фактором обучения грамоте.
Литература:
- Семаго Н.Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие и комплект демонстрационных материалов. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 112 с
- Мусейбова Т.А. Формирование некоторых пространственных ориентаций // Дошкольное воспитание. - 1987. - №4.