Новости

Специфические ошибки письма у младших школьников

25

июня

2024

Подготовила: учитель-логопед МБУ «ЦМППС»

Чижевская Мария Викторовна

Частичное расстройство процесса письма обозначают термином дисграфия. Применительно к младшим школьникам правильнее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью. Основными признаками дисграфии являются специфические (т. е. не связанные с применением орфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения.

Типичные ошибки:

  1. Ребенок пишет так как произносит, причина в неправильном звукопроизношении. В этом случае замены и пропуски букв на письме повторяют соответствующие звуковые ошибки в устной речи. Например, вместо "п" пишет "б", вместо "т" - "д".
  • «Поймай звук»

Взрослый произносит разные слова со звуками [ш] и [с]. Ребенок слушает внимательно. Когда услышал звук [ш], поднимает карточку с буквой Ш. Если услышал звук [с], поднимает карточку с буквой С (то же самое для других звуков, имеющих артикуляторно-акустическое сходство: [б-п], [д-т], [р-л] и т.д.).

  • «Подбери букву»

Письменные упражнения в подборе пропущенной буквы в слове (кры_а,  кры_а  – крыШа, крыСа).

  • «Запиши слоги»

Взрослый произносит вслух слоги. Например: са-за-са, ша-са-шо. Ребенок слушает и записывает, потом читает вслух написанное.

  1. Звукопроизношение у ребенка не нарушено, однако фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Ошибки на письме носят характер замен букв, соответствующих фонетически сходным звукам (свистящих - шипящими, звонких – глухими и наоборот).
  • «Найди и исправь ошибку»

Ребенку дается текст, в котором присутствуют ошибки в словах. Он должен найти их и исправить.

  • «Скажи наоборот»

       Взрослый произносит слоги с твердым звучанием (ма, му), а ребенок должен озвучить мягкий вариант их звучания (мя, мю).

  • «Оратор»

Ребенку даются упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией.

  1. Ошибки проявляются в сложностях деления слов на слоги, а предложений на слова. Ребенок пропускает, повторяет или переставляет местами буквы и слоги; пишет лишние буквы в слове или не дописывает окончания слов; пишет слова с предлогами слитно, а с приставками раздельно (дожи – дожди, тчка – точка, весная – весна, весипед – велосипед, наполке –на полке)
  • «Конец слова за тобой»

Взрослый начинает слово и просит ребёнка закончить его. Ребенок должен добавить одинаковый слог, например, ША: ка…, су…, Да…, Ма…, Ми…

  • «Дирижер»

Ребенок проговаривает заданные слова, словосочетания, предложения, чистоговорки по слогам под движение руки.

  • «По-порядку»

Ребенку даются карточки со словами. На листе бумаги он пишет цифры 1,2,3, и тд. Затем ребенку необходимо разместить карточки под определенной цифрой, в соответствии с количеством слогов в слове. Например: 1- кот, 2- осел, 3- носорог, и тд.

  1. Ребенок путает род, склонение, падежи, числа, подменяет предлоги. Возможно допущение ошибок при проверке гласных в корне («много собаков» вместо «много собак», «мальчик спят» вместо «мальчик спит»).
  • «Скажи ласково»

Ребенку нужно подобрать правильный суффикс

Ключ – ключик  (-чик-), пуговица – пуговичка (-ичк-), звезда – звездочка   (-очк-), и тд.

  • «Из чего сделаны предметы?»

Ребенок смотрит на картинки. Нужно образовать слова-признаки, обозначающие материал каждого предмета.

Ложка из дерева – деревянная ложка,

Сапоги из кожи – кожаные сапоги,

Пенал из пластмассы – пластмассовый пенал.

  • «Редактор»

Ребенку  даются упражнения на списывание текста.

  1. Ребенок заменяет или смешивает графически сходные буквы. К типичным ошибкам относится не дописывание или добавление элементов букв ("л" вместо "м"; "х" вместо "ж", «б» вместо «д» и наоборот), зеркальное написание букв.
  • «Нарисуй дорожку»

      Ребенку предлагают на листе бумаги фломастером нарисовать маршрут поездки на машине; «Едем прямо, сворачиваем направо, вперед, поворачиваем налево и т. д.».

  • «Угадай, какая буква?»

      Первую загадку о букве в качестве образца предлагает родитель. Например: «Эта буква имеет три элемента: малый полуовал и две палочки - большую и среднюю. Большая палочка стоит вертикально, полуовал «висит» на ней слева, а палочка средней величины словно «поддерживает» полуовал. Какая это буква? (Я).

  • «Писарь»

Каждый день давайте писать короткие диктанты. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет). Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой. Затем дайте тетрадь на исправление ребенку. Ребенок должен сам найти и исправить ошибки.

Дисграфия поддается коррекции. Однако родители должны быть готовы, что им придется потратить достаточно много сил и терпения на преодоление данного нарушения. В домашних условиях исправить нарушения письма крайне сложно, поэтому при обнаружении стойких повторяющихся ошибок правильнее будет обратиться к логопеду. Работая с ребенком, у которого выявлена дисграфия, важно не заставлять его раз за разом исправлять допущенные ошибки, а научить не делать их. По этой причине все выполненные задания родителям нужно проверять самостоятельно. Упражнения необходимо выполнять систематически. Только при соблюдении этого условия они принесут ребенку пользу.

Список литературы:

  1. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов / под ред. Л.С. Волковой. - М.: Владос, 2007. - 703 с. : ил. – (Коррекционная педагогика).
  2. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. [Текст] /Корнев А.Н. /– СПб.: Речь, 2003.
  3. Мазанова, Е.В. Коррекция акустической дисграфии, Конспекты занятий для логопедов, М.: Гном и Д, 2008
  4. Лалаева, Р.И., Венедиктова, Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. [Текст] / Р.И. Лалаева / – Ростов н/Д: «Феникс», СПб.: «Союз», 2004. –224с. (Серия «Коррекционная педагогика»)
  5. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда. Комплект в 2-х частях. М., Владос, 2013.