Информация для образовательных учреждений

Почти в каждом коллективе детей, подростков встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных, обзывает их, намеренно употребляет грубые выражения, т.е. становится “грозой” всего коллектива. Этого ершистого, драчливого, грубого ребёнка трудно принять таким, какой он есть. Однако агрессивный ребёнок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Латинское слово “агрессия” означает “нападение”, “приступ”. Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств могут способствовать и некоторые соматические заболевания. Огромную роль играет воспитание в семье, причём с первых дней жизни ребёнка. На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые применяют родители в ответ на проявление гнева.

Как ни странно, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих. Наблюдения показали, что родители, которые резко подавляют своих детей строгостью и наказанием, не устраняют это качество, а, напротив, развивают в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность. Если же родители вовсе не обращают внимание на агрессивные реакции ребенка, то он скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

Почему же ребёнок ведёт себя агрессивно, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых - наказание.

Порой, это лишь отчаянная попытка завоевать своё “место под солнцем”. Агрессивные дети часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Хотя детям кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те в свою очередь, боятся их.

Мини-опрос среди младших школьников показывает, как они понимают агрессивность.

  1. Каких людей ты считаешь агрессивными?

Ответы агрессивных детей

Ответы неагрессивных детей

Маму, папу, потому что они ругаются, бьют, дерутся

Индейцев, бандитов, охотников, потому что они убивают людей и животных.

  1. Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным ребенком?

Ответы агрессивных детей

Ответы неагрессивных детей

Начал(а) бы драться: ударил(а), обрызгал (а) бы, испачкал (а) бы

Прошел бы мимо, позвал на помощь знакомых, ушел бы, убежал.

  1. Считаешь ли ты себя агрессивным?

Ответы агрессивных детей

Ответы неагрессивных детей

Нет

Нет

Из опроса видно, что у агрессивных детей количество реакций очень ограниченно. Чаще это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

Как помочь агрессивному ребенку?

Работа с данной категорией детей должна проводиться в 3-х направлениях:

  1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
  2. Обучение детей навыкам контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
  3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.

  1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

- игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;

- выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно...");

- переключение внимания, предложение какого-либо задания;

- позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").

Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

  1. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности. Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и уводят от решения проблемы. У ребенка может возникнуть чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить себя. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.
  2. Контроль над собственными негативными эмоциями. Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний.
  3. Снижение напряжения ситуации – это основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессивностью.

Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

- повышение голоса, изменение тона на угрожающий;

- демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет как я скажу");

- агрессивные позы: перекрещенные руки, разговор "сквозь зубы";

- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

- использование физической силы;

- сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу.

  1. Обсуждение проступка. Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького «агрессора».
  2. Сохранение положительной репутации ребенка. Подростку очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком, они сами становятся побудительной силой его агрессивного поведения.
  3. Демонстрация модели неагрессивного поведения. Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

- пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;

- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;

- использование юмора;

- признание чувств ребенка.

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответствие действий его словам. Если в детском возрасте агрессия не была устранена, то в подростковом возрасте бороться будет намного сложнее, так что не затягивайте и своевременно обращайтесь к психологу.

Составитель: педагог-психолог МБУ «ЦМППС» Кравченко А.А.

 

Литература:

  1. Абрамова А.А. Агрессивность при депрессивных расстройствах: - Москва, 2005. - 152 c.
  2. Потапенко О.А. Психофизиологические и психологические особенности несовершеннолетних преступников с разным типом агрессивного поведения: Ростов н/Д, 2002. - 158 c.
  3. Румянцева Т.Т. Понятие об агрессивности в современной и зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1991. - №1. - С.81.
logo

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo