Информация для образовательных учреждений

Антисуицидальная беседа: «Мои возможности»

12

июля

2016

С целью профилактики суицидального поведения среди учащихся старших классов предлагаем провести ниже изложенный апробированный вариант антисуицидальной беседы, тема которой звучит следующим образом: «Мои возможности».

 

В начале беседы учащимся зачитывается притча о Черепахе (Расторгуев С.П. «Информационная война»).

«Жила была обычная Черепаха и постоянно таскала на своей спине тяжелый панцирь. Панцирь придавливал ее к земле, и каждый шаг Черепахе давался тяжело. Поэтому жизнь ее, измеряемая количеством этих непростых шагов, также была нелегкой.

Но зато, когда из соседнего леса прибегала голодная Лиса, Черепаха прятала голову под панцирь и спокойно пережидала опасность. Лиса прыгала вокруг, пробовала панцирь на зуб, пыталась перевернуть свою жертву, но Черепаха стояла на своем и оставалась живой.

Однажды Лиса принесла с собой большой кошелек, привела юриста и, усевшись напротив, предложила свои услуги по покупке панциря. Долго думала Черепаха, но в силу бедности фантазии вынуждена была отказаться. И опять рыжая удалилась ни с чем.

Шло время, окружающий мир изменялся. В лесу появились новые технические телекоммуникационные средства. И однажды, выйдя из дома, черепаха увидела висящий на дереве телевизионный экран, где демонстрировались летающие черепахи без панциря. Захлебывающийся от восторга диктор-дятел комментировал их полет: «Какая легкость! Какая скорость! Какая красота! Какое изящество!»

День смотрела черепаха эти передачи, два, три...

И потом в ее маленькой голове родилась мысль о том, что она дура, раз таскает на себе подобную тяжесть — панцирь. Не лучше ли сбросить его? Жить тогда станет намного легче. Страшно? Да, немного страшно, но в последних новостях телеведущая Сова заявила, что будто Лиса уже стала вегетарианкой.

Мир преображается. Почему бы не полетать? Небо — оно такое большое и такое прекрасное!

«Достаточно отказаться от панциря и мне сразу будет легче!» — думала Черепаха.

«Достаточно отказаться от панциря и ее сразу будет легче есть!» — думала Лиса, подписывая счет на очередную рекламу летающих черепах.

И в одно прекрасное утро, когда небо, как никогда казалось большим, Черепаха сделала свой первый и последний шаг к свободе от системы защиты».

 

Вопросы:

  1. Ребята, почему говорится о том, что, сняв панцирь, черепаха сделала свой первый и последний шаг к свободе от системы защиты? (лиса ее съела) – разбираем варианты ответов или даем объяснение сами.
  2. Почему черепаха стала легкой добычей лисы? По какой причине? – разбираемся с ответами. Черепаха доверилась ложной информации и тем самым разрушила свою систему безопасности, которую составлял панцирь.
  3. У человека гораздо больше возможностей избежать опасностей, чем у черепахи. Вы согласны? Если согласны, то почему? – Человек имеет способность на более высоком уровне анализировать информацию, которая к нему поступает из разных источников.
  4. Если человек настолько совершенен, почему, по вашему мнению, люди попадают в сложные жизненные ситуации? – заслушиваем ответы; обсуждаем услышанное.
  5. Как вы думаете, какие способности нам, каждому из присутствующих в классе, необходимо развивать, чтобы реже попадать в трудные жизненные ситуации и научиться находить правильные решения по изменению ситуации к лучшему? – контроль над своими эмоциональными реакциями (например: плач, страх, паника,…); силу воли, способность к овладению новыми знаниями в различных информационных сферах ( заслушиваем и обсуждаем иные ответы учащихся).
  6. С Востока к нам пришло много мудрых изречений. Вот два из них:

- «Трудности и сложные ситуации закаляют человека; делают его сильным». Казалось бы ситуация: поссорился с другом, обиделся на родных, получил двойку в школе, споткнулся и упал на улице. Почему же в первом изречении подчеркивается мысль о том, что в этой ситуации ты можешь выйти победителем и стать сильнее, чем был раньше? (обсуждаем ответы). У кого в жизни были похожие случаи? (разбираем ответы). Кто помог или что помогло вам справиться с ситуацией? (работа с ответами). А как вы понимаете высказывание: «Когда у других опускаются руки – я становлюсь бойцом»? (обсуждаем ответы).

- «Дорогу осилит идущий». Как вы понимаете эти слова? – разбираем ответы. (Можно сидеть и мечтать: «Хочу быть физически сильным», а можно действовать – начать заниматься спортом, записаться в спортивную секцию и т.п. Во втором случае уже начинается продвижение к поставленной цели и вероятность ее достижения будет в этом случае выше, чем у того, кто только об этом мечтает).

  1. В отличие от той черепахи, которая сняла с себя панцирь (по незнанию, неопытности), мы во многих ситуациях можем получить своевременную помощь. Приведите, пожалуйста, примеры из своей жизни или из жизни своих близких и друзей – в какие трудные ситуации они попадали, как справлялись с ситуациями, и кто им в этом помог? – заслушиваем и разбираем ответы. А у нас в школе к кому вы можете обратиться за помощью в трудной жизненной ситуации? (учителю, директору, психологу).

 

Выводы по беседе:

1.- Наши возможности (при соответствующей работе над собой) не имеют границ, они бесконечны.

2.- Выход из сложной ситуации есть. Его нужно найти.

3.- Нельзя стесняться обращаться за помощью к взрослым. (Если бы черепаха посоветовалась с другими жителями леса перед тем, как снять панцирь, больше вероятности, что она осталась бы жива).

4.- Рядом с нами живут люди, которым тяжелее чем нам. Мы просто не всегда знаем об их существовании.

5.- В повседневной жизни часто встречаются люди, которые, как лиса из притчи, стараются ослабить нашу безопасность. Для того, чтобы не попасть под их влияние, необходимо:

- развивать интуицию;

- повышать уровень знаний во многих направлениях;

- развивать свои способности;

- обращаться за помощью к учителям и близким людям.

 

Следует отметить, что есть категория педагогов-психологов, которые по тем или иным причинам не уверены в том, что результат беседы с подростком на антисуицидальную тематику будет положительным. В этой связи будет уместным привести следующие доказательства абсурдности такого рода «сомнений».

- Подросток может именно Вас считать компетентным специалистом, доверять Вам. Отказом от беседы с ним и путем направления его к компетентному специалисту (по Вашему мнению) Вы просто спровоцируете суицидальный поступок.

- Нельзя страшиться мысли: «А вдруг я что-то не так сделаю». Лучше допустить ошибку, спасая жизнь, чем, позволяя ей уйти.

- Если Вы школьный педагог-психолог, в Ваших возможностях получить всестороннюю информацию об учащихся школы по разным информационным каналам, достаточную для принятия соответствующих мер по профилактике суицидального поведения.

- В ситуации оказания экстренной психологической помощи по предупреждению суицидального акта, последствия процесса ожидания специалиста узкой специализации могут оказаться непредсказуемыми.

 

В качестве инструментария при решении рассматриваемой проблемы можно использовать ниже изложенные рекомендации, составленные на информационной базе работы по направлению «психология и психотерапия кризисных состояний».

  1. Донести (в доступной для понимания форме) ребенку информацию о том, что смерти нет – есть только фантазии и мысли, которые мы описываем с точки зрения живого человека. В связи с этим, большая часть информации о суициде, которую дети черпают из Интернета, СМИ – нельзя рассматривать как истинный факт.
  2. Из 1208 попыток отравиться – успешных (по статистике) 17. Следует отметить, при этом, что при отравлении высок риск развития психоза – сильнейшего нарушения психики. Если есть желание провести дни своей молодости в психиатрической больнице – «можно» попробовать.
  3. Следует рассмотреть вопрос об «эстетике смерти». Есть подростки и взрослые, ошибочно фантазирующие о том, что, после их смерти, родные (которых они «якобы» своей смертью наказали за что-либо) будут смотреть на них (как в художественном фильме). Это сильное заблуждение, так как только для сцен из кинофильма показывают комбинированные съемки, в кадрах которых якобы повешенные или упавшие с высоты остаются без видимых изменений. Это только миф, потому что актеры, игравшие роли суицидентов, в реальной жизни очень даже живые люди, вовсе не помышляющие о самоубийстве. Можно вскользь упомянуть о возможной полной парализации и перспективе на всю жизнь остаться инвалидом, когда те же родители или друзья (которых так хотелось "наказать") будут долгие годы кормить из ложечки, прикованного к инвалидной коляске, «суицидента».
  4. Если суицидальные мысли возникают с целью демонстрации суицидального поведения, то неплохо своевременно проинформировать подростков о том, что все люди (в любом возрасте), проявившие склонность к суициду (даже ложному), ставятся на учет в психиатрический диспансер. И состоя в нем на учете, могут поставить жирный крест на многих видах профессионального самоопределения. Они уже не смогут работать в МВД России, не смогут стать летчиками, спасателями и т.п. Можно отметить и тот факт, что нередки случаи, когда демонстративный суицидальный поступок принимал законченную форму и трагедию предотвратить не удавалось (просчет горе-суицидента со временем прибытия домой родственников, которые могли бы вызвать скорую медицинскую помощь и т.п.).
  5. Развенчание мифа о том, что о сверстнике-самоубийце знакомые будут думать с уважением и восторгом. Практика показывает, что о самоубийцах в скором времени забывают. И враги, и друзья приходят к выводу о том, что человек был слабаком, хотя ранее они в лицо ему говорили «а слабо выпрыгнуть в окно…» и т.п., т.е. провоцировали на совершение действий, за которые в дальнейшем сами же будут и презирать.
  6. Если ребенку кажется, что у него в жизни все плохо, можно посоветовать ему пообщаться с инвалидами в местной городской больнице, и сравнить свою жизненную ситуацию с ситуацией тех больных детей и взрослых.

 

Основные положения беседы

- Возможности человека безграничны. Выход из сложной ситуации есть, его только нужно найти.

- В твоей (ребенка) помощи, как будущего специалиста, нуждаются люди, о существовании которых ты пока не подозреваешь. В твоих силах стать профессионалом и помогать людям.

- Рядом всегда есть люди, которым тяжелее, чем тебе (ребенку). Ты просто не всегда знаешь об их существовании.

 

Борисова Наталия Павловна

Педагог-психолог МБУ «ЦМППС»

Кандидат психол. наук, доцент

logo

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo