Информация для образовательных учреждений

Ребёнок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в классе. Рекомендации педагогам

21

марта

2019

Составитель: педагог-психолог

МБУ ЦМППС Бальва Н. А.

  

Практически в каждом классе есть один-два непоседливых ребёнка,  поведение которых становится проблемой для педагога и отрицательно сказывается на других учениках.

Если ребёнок беспокоен, не может долго оставаться на одном месте, задевает других детей, если он импульсивен, возбудим, легко отвлекается, удерживает внимание лишь на короткий период времени, не заканчивает работу, которую начал, требует к себе повышенного внимания педагога, нестарателен в учёбе и демонстративен в поведении – всё это может быть признаками синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). СДВГ – одна из наиболее распространённых проблем среди детей младшего школьного возраста.

Так как внимание является одной из важнейших психических функций, обеспечивающих успешность обучения, то очень быстро гиперактивные дети начинают заметно отставать от других детей. Ещё в начальных классах возникает вопрос о переводе ребёнка с СДВГ в специальный класс, что во многих случаях является ошибочным. Очень важно своевременно решать проблемы ребёнка и оказывать ему помощь.

 

В психолого-медико-педагогическую комиссию г. Таганрога часто поступают вопросы от педагогов школ. Главный вопрос, который задают учителя: «Как выстроить продуктивное взаимодействие с учеником с СДВГ и помочь ему лучше справиться с учебной нагрузкой?»:

ü совместно с педагогом-психологом помогайте ребёнку адаптироваться в условиях школы и в классном коллективе – формируйте навыки учебной деятельности, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения, регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками;

ü оптимальное место для такого ребёнка – в центре класса, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к педагогу за помощью в случаях затруднений;

ü во время урока – устраивайте минутки активного отдыха с лёгкими физическими упражнениями и релаксацией;

ü направляйте лишнюю энергию гиперактивного ребёнка в полезное русло – во время урока просите его вымыть доску, собрать тетради, раздать карточки с заданиями и т.д.;

ü давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика, избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к нему;

ü на определённый отрезок времени давайте лишь одно задание: если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и периодически контролируйте ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы;

ü повышайте мотивацию ученика, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и, наоборот, избегайте монотонной деятельности;

ü создавайте ситуации успеха, в которых ребёнок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Хорошее поведение и успехи  в учёбе всегда вознаграждайте: устно хвалите ребёнка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.

 

Ещё один важный вопрос: «Как реагировать на аффективные вспышки и реакции ребёнка с СДВГ, на его неадекватное поведение?»:

ü  следует переключить внимание ребёнка, предложив выбрать ему другую возможную в данный момент деятельность, задав неожиданный вопрос;

ü выслушать то, что хочет сказать ребёнок (в противном случае он не услышит вас);

ü не запрещать действие ребёнка в категоричной форме, не приказывать, а просить (но не заискивать): автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном);

ü не настаивать на том, чтобы ребёнок во что бы то ни стало принёс извинения за свои действия;

ü не читать нотаций (ребёнок всё равно их не слышит).

Помните, что работа с гиперактивным ребёнком должна проводиться с участием специалистов разных профилей (врача-невролога, педагога-психолога) и обязательным привлечением родителей.  Невнимательность и гиперактивность, присущая детям с СДВГ при комплексном подходе могут быть со временем успешно скорректированы.

 

 

                                              ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребёнок или всё о гиперактивных детях. Издательство Института Психотерапии, М.: 2001.
  2. Заваденко Н. Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М., 2000.
  3. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
logo

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo