Родителям

Адаптация  первоклассника

28

октября

2020

          Составитель

педагог-психолог МБУ «ЦМППС»

Ильяшов Алексей Сергеевич

    

Адаптация – это неизбежный, но естественный и нормальный процесс, происходящий абсолютно у каждого человека на протяжении всей его жизни. Видов адаптации множество, мы же рассмотрим социально-психологическую адаптацию ребенка, начавшего обучение в первом классе.  Адаптация – это  привыкание, «вливание» ребёнка в какую – то среду.

 

Большинство первоклассников приходит в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон. В школе все по-другому; здесь - работа в достаточно напряжённом режиме и новая жёсткая система требований. Для того чтобы приспособиться к ним, нужны силы, время и терпение. Обучение в школе — это абсолютно новые условия жизни и деятельности ребенка, это большие физические и эмоциональные нагрузки. Начало обучения — очень трудный и напряженный период т.к. школа ставит перед ребенком задачи, являющиеся для него совершенно новыми. Решение этих задач неизбежно потребует от первоклассника активизации всех физических и интеллектуальных сил. На первой поре адаптации первокласснику бывает сложно справиться с гаммой новых эмоциональных впечатлений, а возможно и потрясений. Трудно концентрироваться и не отвлекаться от монолога учителя. Не менее трудно усидеть в определенной позе довольно продолжительное время, так как статическая нагрузка очень утомительна для детей младшего школьного возраста.

         

Адаптация ребенка к школе — довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Месяц, два месяца, а порой и до полугода требуется для того, чтобы первоклассник освоился в школе по-настоящему, а его организм привык к произошедшим изменениям в жизни. Статистические наблюдения показывают, что большинство детей, а именно 56% адаптируется к школе за первые два месяца обучения. Такие дети легко социализируются в новых условиях, приобретая новых друзей в классе, они так же отличаются довольно спокойным и ровным эмоциональным фоном, а освоение учебного материала не вызывает видимых проблем. В сентябре и октябре у таких детей все же возникают сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как еще трудно выполнять все требования правил поведения, однако, к концу октября трудности этих детей, как правило, исчезают, а ребенок полностью осваивается с новым статусом ученика.  

 

Ко второй группе относятся 30% детей, которые имеют более длительный период адаптации, главной проблемой этих детей является поведение. Такие дети не принимают саму ситуацию обучения, испытывают сложности в общении с учителем, одноклассниками. Они могут играть на уроках или выяснять отношения с соседом по парте, вовсе не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами, истериками.  Для адаптации и принятия правил поведения в школе, таким детям требуется порядка 4-5 месяцев.                    

 

К третьей самой малочисленной группе относится 14%  первоклашек, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями, они абсолютно не осваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения и резкие проявление отрицательных эмоций. Такие дети в прямом смысле слова мешают работать в классе, как ученикам, так и учителю. В итоге, данная группа детей, проходит процесс адаптации к школе более длительно.

 

Причины  неприятия адекватных форм поведения в школе, могут быть самыми разными. Среди этих детей могут быть и те, кто плохо воспитан, и те, у которых отмечается слабость нервной системы. Для определения истинных причин такого поведения стоит обратиться к врачу. Если вовремя не разобраться с причиной плохого поведения, не скорректировать эти затруднения адаптации, то это может привести к нарушению психического здоровья ребенка.                                                  

 

Для успешной адаптации первоклассников очень важна мотивация учения. На первом году обучения она в основном обеспечивается взрослыми (учителем и родителями ребенка). От того, как они реагируют на попытки ребенка освоить или узнать что-то, во многом зависит, захочет ли первоклассник учиться. Для развития учебной мотивации важно, чтобы первые шаги ребёнка в школе встречали заинтересованность и понимание со стороны взрослых.

 

В период адаптации первоклассника родителям стоит помнить о некоторых важных правилах в общении с ребенком, которые помогут пройти адаптацию к школе успешно.   Самое главное, что может дать  родитель своему ребёнку в перид адаптации - это внимание. Если ребенок хочет чем-то поделиться, то его обязательно нужно выслушать. А если наоборот, не высказывает желания обсуждать пройденный день, то не стоит его заставлять.  Родителю нужно настраивать первоклассника на положительное отношение к школе, это способствует принятию позиции ученика и облегчает процесс адаптации.  Так же стоит помогать ребёнку привыкнуть к новому режиму жизни, установить отношения одноклассниками и чувствовать себя уверенно.  Очень важно  развивать двигательную активность ребёнка, т.к. выносливый ребёнок, который привык к физическим нагрузкам, переносит адаптацию легче, чем малоподвижный. В период адаптации к школе ребенок может хитрить и нельзя потакать  всем его прихотям.  Не злоупотребляйте лаской, т.к. это может привести к упрямству и капризности. В данный период проявляется тяга к самостоятельности у ребенка, и этому нужно способствовать, давая направляющую помощь в преодолении школьных трудностей.     

                                                                        

Таким образом, можно сказать, что основными показателями благоприятной адаптации первоклассника к школе являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности, развитие эмоционально-волевой сферы, чему способствуют теплота, уют, спокойствие, которое создается в семье.

  

Список литературы:

  • Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви. – Москва - 1988.
  • Психология младшего школьника [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т ; авт.-сост. Ю. Е. Водяха.
  • Возрастная психология : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. С. Обухов [и др.] ; под общей редакцией А. С. Обухова. — Москва.

 

logo

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo