Родителям

Агрессивное поведение у дошкольников (рекомендации для родителей)

27

января

2020

Составитель:

педагог-психолог МБУ «ЦМППС»

Васильева Е. А.

 

Одной из характерных проблем современных детей дошкольного возраста является повышенная агрессивность. Они часто и жестоко дерутся, называют друг друга бранными словами, отнимают игрушки. Считать ли такое поведения естественным и даже желательным, особенно для мальчиков, проявлением детской активности или же необходимо вовремя остановить такие проявления?

 

Те или иные формы агрессивности характерны для большинства дошкольников. Но если с усвоением правил и норм поведения у многих из них эти непосредствен­ные проявления агрессивности уступают место более спокойным формам, то у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности.

 

В психологии предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его механизмов. При всем многообразии трактовок этого явления агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

 

В психологии принято выделять вербальную (словесную) и физическую агрессию.

 

Словесная агрессия – это угрозы сверстнику («Я тебя догоню, покусаю», «Уходи», «Надоел»), или оскорбления сверстников («Дебил», «Урод»), а также дразнилки («Ябеда-корябеда», «Поросенок», «Жора-обжора»; «Жир-трест»).

 

Физическая агрессия – это непосредственные физические действия: разрушение продуктов деятельности другого (один ребенок разломал постройку другого, или девочка замазала красками рисунок своей подруги) или порча чужих вещей (ребенок с силой бросает на пол чужую машинку и наблюдает слезы ее владельца), или драка.

 

Любой агрессивный акт имеет определённую цель и осуществляется в какой - ­то конкретной ситуации. Чтобы луч­ше понять причины агрессивного пове­дения, нужно посмотреть, в каких ситуациях, т.е. когда и зачем, ребёнок ведёт себя агрессивно. Обратимся к примерам.

 

Мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки. Вероятно, цель агрессивного поведения - привлечение к себе внимания.

 

Заметив, что другой ребёнок плачет потому что, что у него не хватает деталей конструктора, мальчик кричит: «Так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик». Несомненно, цель вербальной агрессии - ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

 

В ответ на изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии. Конечно, цель агрессивного поведения в этой ситуации – защита или месть.

 

После неудачной попытки занять первое место в строе мальчик отталкивает опередившего его друга. Несомненно, что в данной ситуации цель ребёнка – быть главным.

 

Известно много случаев, когда некоторые дети прибегали к физической агрессии (драке), чтобы обладать нужной игрушкой. Понятно, что в этих случаях целью агрессивного поведения было стремление получить желаемый объект.

 

Психолог Е. О. Смирнова выделяет три группы агрессивных детей.

 

Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников. Обычно они чрезвычайно ярко выражают свои эмоции – кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи. Агрессивные акты мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью. Обостренная потребность во внимании и признании со стороны сверстников не может реализоваться через традиционные формы. В качестве средства самоутверждения используются агрессивные действия.

 

Вторую группу составляют дети, которые используют агрессивную форму поведения как норму при общении со сверстниками. Их агрессивные действия – форма достижения конкретной цели. Положительные эмоции испытываются в момент достижения результата, а не в момент проявления агрессии. Вторая группа, в отличии от первой, не стремится привлечь к себе внимание. Среди проявлений форм агрессии, чаще всего встречается прямая физическая агрессия, которая не отличается особой жестокостью. Ориентир делается исключительно на свои желания, эмоции сверстников игнорируются.

 

В третью группу входят дети, для которых желание нанести вред другому – самоцель. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение другим. Дети третьей группы в основном используют прямую вербальную и физическую агрессию. Причем действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием. Так, безо всякой видимой причины, ребенок может схватить другого за волосы и ударить головой об стену, или столкнуть с лестницы и с удовольствием наблюдать как жертва плачет. Обычно выбираются более слабые жертвы. Совершенно отсутствует при этом чувство вины или раскаяния. Норма и правила поведения открыто игнорируются. Для детей этой группы особо характерны обида, мстительность.

 

 Но прежде чем научить ребенка справляться со своей агрессией, необхо­димо проанализировать факторы, обусловливающие становление и развитие агрессивного поведения.

 

У детей один из главных путей научения агрессивному поведению - наблюдение за чужой агрессией. Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех источников:

 

Первый - это семья, которая может одновременно демонстрировать мо­дели агрессивного поведения и обеспечивать его закрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлением агрессии у себя дома. Неверное поведение родителей: использование физических наказаний как средства воспитания, требование безоговорочного выполнения правил без разъяснения их детям, поддержка и поощрение агрессивных форм поведения («Дай сдачи», «Ты ударь, если тебя обижают») могут способствовать закреплению агрессивного поведения.

 

Второй - взаимодействие со сверстниками, зачастую дошкольники узнают о преимуществах агрессивного поведения во время игр с детьми.

 

Третий источник – средства массовой информации, т.к. дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических, демонстрируемых по те­левидению, интернету. В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизо­ров и компьютеров, способствуют повышению уровня агрессии.

 

Советы для родителей по преодолению агрессивного поведения:

 

- быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка, демонстрировать модель неагрессивного поведения. Важно, чтобы ваши слова ни расходились с вашими действиями. Только поняв причины агрессивного поведения и устранив их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята;

 

- быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки, наказания не должны унижать ребенка. Не унижайте достоинство ребёнка фразами типа: «Из тебя ничего путного не вырастет», «Ты хулиган». Запрет и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности;

 

- давать ребенку возможность проявлять гнев, обучать приемлемым способам выражения гнева. Для выхода накопившейся агрессии ребёнку можно предложить: комкать и рвать бумагу, подраться с подушкой или боксёрской грушей, использовать «мешочек для криков», использовать надувные дубинки, водяной пистолет, батут,  втирать пластилин в картон. Если у ребёнка прослеживается словесная агрессия (он говорит обидные слова), то предложите ему игру «Позитивные обзывалки», в которой можно обзываться овощами, фруктами или предметами быта. «Ах, ты кабачок, ах ты сковородка и т. д.» В игре происходит снижение эмоционального напряжения;

 

- направлять активность ребёнка в позитивное русло: активные подвижные игры во дворе, спортивные секции;

 

- помогать ребёнку осваивать конструктивные способы решения конфликтных ситуаций;

 

- обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей. Для того чтобы дети могли верно оценивать свое состояние, а в нужный момент и управлять им, необходимо научить ребенка понимать себя, и прежде всего - ощущения своего тела. Сначала можно потренироваться перед зеркалом: пусть ребенок скажет, какое настроение у него в данный момент и что он чувствует. Дети очень чутко воспринимают сигналы своего тела и с легкостью описывают их. Например, если ребенок злится, он чаще всего определяет свое состояние так: «Сердце колотится, в животе щекотно, в горле кричать хочется, в пальцах на руках как будто иголки колют, щекам горячо, ладошки чешутся и т.д.»

 

- стараться не допускать бесконтрольного просмотра телепередач с высоким уровнем агрессивности, использования гаджетов.

 

Желаем Вам успехов в воспитании детей!

 

 

Литература.

Корниенко А. А. Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка.

Кряжева Н. Л. Кот и пес спешат на помощь.../Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров.  - Ярославль: «Академия развития», «Академия, К0», 2000 — 176 с, ил. - (Серия: «Психологи — детям, психологи о детях»).

Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с ги­перактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПб.: Издательство «Речь»,2007

Смирнова Е. О. Агрессивные дети: психологические особенности и индивидуальные варианты.

 

logo

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo