Родителям

Дошкольники с гиперактивностью. Как помочь ребёнку?

26

июля

2019

Дошкольники с гиперактивностью. Как помочь ребёнку?

 

Составитель:

педагог-психолог МБУ «ЦМППС»

Васильева Е. А.

 

 В последнее десятилетие наблюдается рост обращений к педагогам - психологам по поводу поведения детей – дошкольников. Родители отмечают такие особенности поведения, как повышенная двигательная активность, неорганизованность, беспокойность, быстрая смена занятий. Утверждение – «мой ребёнок гиперактивный» - один из частых запросов, с которым приходят родители на психологическое консультирование. Так ли это на самом деле? Попробуем разобраться.

Хочется отметить, что не каждый невнимательный и возбуждённый ребёнок является гиперактивным. Часто за гиперактивных принимают тревожных детей. Их тревога высока и постоянна, они сами не понимают, что их беспокоит. Тревога, как избыточное возбуждение, заставляет их суетиться, делать лишние движения. Тревожный ребёнок что-то роняет, ломает, чем-то шелестит, качает ногой. Однако, тревожный ребёнок гиперактивен лишь в определённых ситуациях и способен контролировать своё поведение.

Если ребенок активен и энергичен, что может являться проявлением его темперамента (врождённого свойства нервной системы), иногда становится упрямым и непослушным, то не значит, что он гиперактивен. «Нормальная активность» - разглядывать, пробовать на вкус, изучать предметы, осваивать пространство.Ребёнку необходимо проявлять активность для познания окружающего мира. Когда вы долго разговариваете со своей знакомой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, он не «гиперактивный». Нередко дети устают и начинают баловаться в магазине, перед сном, давая выход возбуждению, которое накопилось за день. Это временная ситуация. Такое поведение не является признаком гиперактивности.

От нормальной исследовательской активности гиперактивность отличается прежде всего неконтролируемым, бесцельным, постоянным характером. Лазанье по лестнице, мебели не имеет почти никакого познавательного смысла, как и прыжки на месте, и хлопки дверью. Гиперактивный ребенок, независимо от ситуации, в любых условиях - дома, в гостях, в кабинете врача и психолога, на улице - будет вести себя одинаково: бегать, двигаться, не задерживаясь надолго на любом даже   самом интересном предмете. И на него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни строгие дисциплинарные меры. Он просто не может остановиться.  В основе такого поведения лежат проблемы неврологического характера.  

Авторы психологического словаря отмечают, что гиперактивность детская (синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), гипердинамический синдром) проявляется невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и чрезмерной двигательной активностью. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Попробуем нарисовать портрет гиперактивного ребёнка. На консультации в кабинете педагога-психолога мальчик Ваня 5,5 лет. Вошёл в кабинет, увидел машинки и начал ими играть. «Ты спросил разрешения?»-задала вопрос мама. «Можно?»-спросил ребёнок и, не дослушав ответ, продолжил игру. Немного поиграв машинами, бросил их в песочнице и переместился к мозаике на столе. Не закончив собирать мозаику, прикрыл кое-как коробку и побежал к большому мячу, чтобы попрыгать на нём. Мама начала сердиться и одёргивать малыша. Из рассказа мамы стало понятно, что ребёнок отличается «трудным» поведением везде. В детском саду любит играть в подвижные игры, но стремится всегда быть главным, поэтому легко конфликтует с детьми. Не любит, когда действуют не по его правилам – обижается и перестаёт играть, плачет. Не любит слушать, когда ему читают книги.  

На что следует обратить внимание родителям, размышляющим на предмет наличия у ребёнка гиперактивности?

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.

Дефицит активного внимания:

  1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
  2. Не слушает, когда к нему обращаются.
  3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
  4. Испытывает трудности в организации.
  5. Часто теряет вещи.
  6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
  7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность (чрезмерная двигательная активность)

  1. Постоянно ерзает.
  2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
  3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.
  4. Очень говорлив.

Импульсивность:

  1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
  2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
  3. Плохо сосредоточивает внимание.

4.Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

  1. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
  2. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты.

Ни один из вышеназванных признаков не может слу­жить абсолютным критерием достоверности наличия или отсутствия гиперактивного поведения. Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, проявляются постоянно (в любых ситуациях) и длительное время, то родитель может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок гиперактивен. В этом случае следует обратиться за помощью к специалисту – невропатологу, чтобы убедиться, что у ребёнка всё это выходит за границы возрастных норм.

Как родителям поддержать гиперактивного ребёнка?

Помните, ребенок не хочет ничего плохого, у него пока не получается регули­ровать своё поведение. Поэтому, в определенный период времени именно родители должны контролировать поведение ребенка. Все взрослые в семье должны договориться между собой и выработать единодушный подход к воспитанию. В противном случае ребенок будет манипулировать окружающими.

1.Создайте гиперактивному ребенку жесткий режим дня. Приём пищи, прогулки, приготовление ко сну должны совершаться в одно и то же время. Если каждый день в 8 часов вечера ребёнок будет зажигать ночник, прини­мать душ, а потом - без вари­антов, только спать, и никаких послаблений, никаких «пришли гости» или «интересное кино», то постепенно ребёнок привыкнет.

2.Поручите ребёнку часть домашних дел, которые ребёнок может выполнять ежедневно (заправлять постель, кормить домашних животных, поливать цветы, складывать свои вещи) и не выполняйте их за него.

  1. Не следует без крайней необходимости ограничивать подвижность ребёнка. Дошкольникам с гиперактивностью необходимо всё время двигаться. При возможности можно отдать ребёнка в секцию, где в структуру занятия входят движения в большом количестве. Например, кружок танца, театральная студия, занятия гимнастикой, бегом или плаваньем. Но необходимо помнить, что нагрузки «большого спорта» вредны для гиперактивного ребёнка.
  2. Не прибегайте к физическому наказанию, совместно решайте возникшие трудности.
  3. Избегайте завышенных или заниженных требований, старайтесь ставить перед ребёнком задачи, соответствующие его способностям.

6.Определите для ребёнка границы поведения – что можно и чего нельзя. Вседозволенность противопоказана любому ребёнку, в том числе и гиперактивному.

  1. Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к нарастанию двигательной активности.
  2. Не позволяйте ребёнку подолгу сидеть возле компьютера, телевизора.

9.Особенно ярко проблемы гиперактивного ребёнка начинают проявляться вместе со школьным обучением или немного раньше при подготовке к школе. Ребёнка с гиперактивностью необходимо подготовить к школьному обучению, придерживаясь следующих рекомендаций:

-  не следует отдавать ребёнка с синдромом гиперактивности в школу, если на момент поступления ему не исполнилось 7 лет. Ребёнок может быть развит интеллектуально, но психофизиологически он не готов к ситуации школьного обучения;

- в течение года, предшествующего поступлению в школу, с гиперактивным ребёнком необходимо заниматься дома;

- место для занятий должно быть постоянным и правильно организованным: никаких занятий на кухонном столе и включенных телевизоров, компьютеров. На столе не должно быть лишних вещей, только тетради, карандаши и ручки, необходимые для занятия и аккуратно сложенные;

- в начале обучения с гиперактивным ребёнком необходимо находиться рядом с ребёнком и контролировать ход выполнения заданий;

- важно помнить, что гиперактивные дети любят делать то, что у них получается. Начинать работу необходимо с лёгкого задания, которое обязательно получится. Это придаст уверенности ребёнку, и он с удовольствием продолжит работать дальше;

- тщательно планировать выполнение заданий: «сначала ты сделаешь это, потом …»;

- говорить с гиперактивным ребёнком нужно спокойно без раздражения. Речь должна быть чёткой, неторопливой. Инструкция к заданию ясной и однозначной.

Дорогие родители, при воспитании ребёнка принимайте его таким, какой он есть и позитивно относитесь к будущему. Воспитание гиперактивных детей требует от родителей терпения и выдержки. Удачи Вам!

 

Литература:

 

Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребёнок или всё о гиперактивных детях. – М.: из-во Института Психотерапии, 2001.

Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: учебное пособие для вузов. – М., Юрайт, 2018. 

Ломакина Г. Р. «Гиперактивный ребёнок. Как найти общий язык с непоседой».

Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая Помощь. Монография. — СПб.: Речь, 2007.

Мурашова Е. В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»: Гиподинамический

и гипердинамический синдром / Е. В. Мурашова - 2-е изд., доп. — Екатеринбург: У-Фактория, 2007.

Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом: Практическое руководство для врачей, психологов и педагогов. . -- 2-ое изд. – М.: Вита-Пресс 1997.

logo

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo