Родителям
Игра как средство развития речи детей 5-6 лет
24
марта
2023
Подготовила: учитель-логопед МБУ «ЦМППС»
Ридуш Марина Александровна
Игра – основная деятельность детей. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра. Дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе, соблюдению норм речевого этикета, активизирует творческую деятельность. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Варианты дидактических игр, в которые можно поиграть с ребенком
Игра № 1 «Мяч бросай и животных называй»
В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй».
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Оборудование: мяч
Ход игры.
Вариант 1.
Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
Взрослый: - овощи;
Ребенок: - картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.
Взрослый: - фрукты;
Ребенок: - яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.
Взрослый: - ягоды;
Ребенок: - малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.
Взрослый: - деревья;
Ребенок: - береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь. и т.д.
Вариант 2.
Взрослый называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова. Взрослый: огурец, помидор, репа;
Ребенок: овощи.
Игра № 2 «Я знаю три названия животных (цветов)» или «Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)»
Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.
Оборудование: мяч
Ход игры.
Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков и называет их например: «Саша, Витя, Коля, Андрей, Володя». Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте.
Игра № 3 «Животные и их детеныши».
Цель: закрепление в речи детей названий детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Оборудование: мяч
Ход игры.
Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч взрослому, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, прокатывание мяча, сидя на ковре.
Речевой материал: у медведя — медвежонок, у верблюда — верблюжонок, у волка — волчонок, у зайца — зайчонок, у кролика — крольчонок, у белки — бельчонок, у коровы — теленок, у лошади жеребенок, у свиньи — поросенок, у овцы — ягненок, у курицы — цыпленок, у собаки — щенок, у тигра – тигренок, у льва — львенок, у слона – слоненок, у оленя – олененок, у лося — лосенок, у лисы — лисенок.
Игра № 4 «Кто как разговаривает?»
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Оборудование: мяч
Ход игры.
Вариант 1.
Взрослый бросает мяч ребенку, называя животных. Ребенок, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное (птица, насекомое) подает голос: корова, тигр, змея, комар, собака, волк, утка, свинья (мычит, рычит, шипит, пищит, лает, воет, крякает, хрюкает).
Вариант 2.
Взрослый, бросая ребенку мяч, спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д.
Игра№ 5 «Подскажи словечко»
Цель: расширение словарного запаса, развитие мышления, быстроты реакции.
Оборудование: мяч
Ход игры.
Взрослый, бросая мяч поочередно каждому ребенку, спрашивает:
- Ворона каркает, а сорока?
Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен ответить:
- Сорока стрекочет.
Примеры вопросов:
— Сова летает, а кролик?
— Корова ест сено, а лиса?
— Крот роет норки, а сорока?
— Петух кукарекает, а курица?
— Лягушка квакает, а лошадь?
— У коровы теленок, а у овцы?
— У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
Игра № 6 «Чей домик?» или «Кто где живет?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Оборудование: мяч
Ход игры.
Бросая мяч ребенку, взрослый задает вопрос, а ребенок, возвращая взрослому мяч, отвечает.
Вариант 1.
Взрослый: - Кто живет в дупле? (Белка).
- Кто живет в скворечнике? (Скворцы).
- Кто живет в гнезде? (Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д).
- Кто живет в будке? (Собака).
- Кто живет в улье? (Пчелы).
- Кто живет в норе? (Лиса).
- Кто живет в логове? (Волк).
- Кто живет в берлоге? (Медведь).
Вариант 2.
Взрослый: - Где живет медведь? Где живет волк?
Ребенок: - В берлоге. В логове.
Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения.
- Ребенку предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге».
Игра № 7«Скажи ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Оборудование: мяч
Ход игры.
Взрослый, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч взрослому, называет второе слово (шарик).
Слова можно сгруппировать по сходству окончаний, например: Стол — столик, ключ — ключик. Шапка — тапочка, белка — белочка. Книга — книжечка, ложка — ложечка. Голова — головка, картина — картинка. Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце. Кукла — куколка, свекла — свеколка. Коса — косичка, вода — водичка. Жук — жучок, дуб — дубок. Вишня — вишенка, башня — башенка. Платье — платьице, кресло — креслице. Перо — перышко, стекло — стеклышко. Часы — часики, трусы — трусики.
Игра № 8 «Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Оборудование: мяч
Ход игры.
Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч взрослому, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна».
Взрослый: Солнце — что делает? Ребенок: светит, греет.
Ручьи — что делают? (Бегут, журчат).
Снег — что делает? (Темнеет, тает).
Птицы — что делают? (Прилетают, вьют гнезда поют песни).
Капель— что делает? (Звенит).
Медведь — что делает? (Просыпается, выходит из берлоги).
Литература
- Гомзяк: Организация логопедической работы с детьми 5-7лет с ОНР III уровня. – М.: ГНОМ и Д, 2014 - 142 с.
- Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 352 с.
- Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. – М.: Дрофа, 2009. – 189 с.