Родителям

Играя пальчиками – развиваем речь

5

марта

2018

Играя пальчиками – развиваем речь

 

Консультация для родителей

Составитель: учитель-логопед МБУ «ЦМППС» Якушенко И.С.

 

         Игры и упражнения на развитие мелкой моторики являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга. Они способствуют формированию у детей усидчивости, развитию всех психических процессов: внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия, речи.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребенка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности  и предполагают наличие ситуации успеха. Они способствуют развитию речи, творческой и мыслительной деятельности.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, развивает мозг ребенка, стимулирует развитие речи.
  2. Благодаря пальчиковым играм ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
  3. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
  4. У малыша развиваются творческие способности, воображение, фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  5. Выполняя упражнения, ребенок сопровождает их короткими стихотворными строчками, что делает его речь более четкой, ритмичной, яркой и усиливает контроль за выполнением движений.
  6. Игры с пальчиками развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между ребенком и взрослым.
  7. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.
  8. В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в свою очередь развивает координацию, подготавливает руку ребенка к письму.

Рекомендации по выполнению пальчиковой гимнастики:

·        во время пальчиковых игр следует садиться друг против друга, так, чтобы лица взрослого и ребенка были на одной высоте и оба хорошо видели друг друга;

·        перед началом упражнений детям следует разогреть ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла;

·        все упражнения  выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе;

  • занятия проводить ежедневно около 5 минут;
  • при выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки;
  • упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений;
  • нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость;
  • все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлеченность игрой.

 

 

 

Примеры пальчиковых игр для детей 3-4 лет

 

«Наша семья»

(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик большой -      
Это папа дорогой.
Рядом с папой - наша мама.
Рядом с мамой - брат старшой.
Вслед за ним сестренка -
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш -
Это славный наш малыш.

 

«Фонарики»

(Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы.

Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами)

Фонарики зажглись!   (пальцы выпрямить)

Фонарики погасли!   (пальцы сжать)

Упражнение выполнять несколько раз.

 

«Пальчики ложатся спать»

(Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого)

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик – прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Ну а этот долго спал,

А потом будить всех стал.

Встали пальчики! Ура!   (Выпрямить все пальцы)

Нам гулять идти пора! (Ритмично сжимать и разжимать пальцы)

 

Литература:

  1. Логопедия: учебник. /Под ред. Л.С. Волковой. – М.: 2008.
  2. Калинина Т.В., Николаева С.В., Павлова О.В., Смирнова И.Г. Пальчиковые  игры и упражнения для детей 2-7 лет. – Волгоград: Учитель,  2011.
  3. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: 1991.
  4. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО  Фирма «Издательство АСТ», 1999.
  5. Сайт Интернета http://www.logoped – sfera.ru 
  6. Сайт Интернета http://detskaya-rech.ru
logo

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo