Родителям
Играя пальчиками – развиваем речь
5
марта
2018
Играя пальчиками – развиваем речь
Консультация для родителей
Составитель: учитель-логопед МБУ «ЦМППС» Якушенко И.С.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга. Они способствуют формированию у детей усидчивости, развитию всех психических процессов: внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия, речи.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребенка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности и предполагают наличие ситуации успеха. Они способствуют развитию речи, творческой и мыслительной деятельности.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
- Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, развивает мозг ребенка, стимулирует развитие речи.
- Благодаря пальчиковым играм ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
- Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
- У малыша развиваются творческие способности, воображение, фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
- Выполняя упражнения, ребенок сопровождает их короткими стихотворными строчками, что делает его речь более четкой, ритмичной, яркой и усиливает контроль за выполнением движений.
- Игры с пальчиками развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между ребенком и взрослым.
- Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.
- В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в свою очередь развивает координацию, подготавливает руку ребенка к письму.
Рекомендации по выполнению пальчиковой гимнастики:
· во время пальчиковых игр следует садиться друг против друга, так, чтобы лица взрослого и ребенка были на одной высоте и оба хорошо видели друг друга;
· перед началом упражнений детям следует разогреть ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла;
· все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе;
- занятия проводить ежедневно около 5 минут;
- при выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки;
- упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений;
- нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость;
- все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлеченность игрой.
Примеры пальчиковых игр для детей 3-4 лет
«Наша семья»
(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик большой -
Это папа дорогой.
Рядом с папой - наша мама.
Рядом с мамой - брат старшой.
Вслед за ним сестренка -
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш -
Это славный наш малыш.
«Фонарики»
(Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы.
Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами)
Фонарики зажглись! (пальцы выпрямить)
Фонарики погасли! (пальцы сжать)
Упражнение выполнять несколько раз.
«Пальчики ложатся спать»
(Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик – прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Ну а этот долго спал,
А потом будить всех стал.
Встали пальчики! Ура! (Выпрямить все пальцы)
Нам гулять идти пора! (Ритмично сжимать и разжимать пальцы)
Литература:
- Логопедия: учебник. /Под ред. Л.С. Волковой. – М.: 2008.
- Калинина Т.В., Николаева С.В., Павлова О.В., Смирнова И.Г. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: 1991.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ», 1999.
- Сайт Интернета http://www.logoped – sfera.ru
- Сайт Интернета http://detskaya-rech.ru