Родителям
Игры и задания для развития навыка пересказа
24
марта
2023
Подготовила: учитель-логопед МБУ «ЦМППС»
Дзюба Ольга Алексеевна
Пересказ – это изложение своими словами сути прочитанного. В нем должна быть отражена основная мысль автора. Можно сказать, что ребенок хорошо пересказал текст не тогда, когда он заучил его наизусть, а когда смог передать посыл автора емко и кратко. Приветствуется использование отдельных оборотов и образных выражений из произведения для передачи авторской речи.
Достаточно много младших школьников не могут пересказать текст по одной простой причине – они не поняли его. Зачастую ребенок 6-8 лет старается прочитать слова правильно и быстро. При этом смыслу не уделяется должное внимание. Основная причина, почему у ребенка не получается пересказать текст – автоматическое чтение (быстрое, без осмысления прочитанного). Также на качество пересказа влияют: богатство словарного запаса, способность концентрировать внимание, объем памяти, навык (практика) пересказывания прочитанного, волнение ребенка, уверенность в своих силах. Родители нередко совершают ошибку, ругая детей за то, что они пересказывают текст иначе, чем они себе это представляют. Ребенок может потерять мотивацию и начать избегать подобных заданий. Родителям следует быть терпеливыми. Кто-то быстро осваивает навык пересказа, а кому-то необходимо время.
Как можно научиться пересказывать текст?
В начальной школе, чтобы научить ребенка пересказывать текст, используется следующая методика:
- Внимательное прочтение произведения или отрывка.
- Выделение и объяснение редких, незнакомых слов.
- Вопросы к тексту, на которые должен ответить ребенок.
- Задание на формирование основной мысли автора, вывода, морали.
Таким образом, ребенок учится читать тексты более осмысленно и внимательно.
Для ребенка возрастом 6-8 лет, в особенности плохо или медленно читающего, важна помощь родителей. Подготовку к пересказу можно превратить в полезное и приятное времяпровождение. Для этого ребенок может читать текст родителю, пока он занят домашними делами: приготовлением ужина, уборкой, стиркой и т. д. После прочтения части произведения взрослому нужно поинтересоваться мнением ребенка о персонаже и (или) его поступке, делиться своими впечатлениями. После прочтения всего текста можно спросить: «Что тебе больше всего понравилось? Как бы ты поступил в такой ситуации?». Навык пересказа лучше всего совершенствуется при живом обсуждении. Полезно обмениваться мнениями и делиться впечатлениями.
Можно улучшать навык пересказа текста при помощи несложных заданий и интересных игр.
- Собери пазл по смыслу. Необходимо распечатать небольшой текст. Разрезать листок на 5-6 частей. Предложить ребенку собрать кусочки по смыслу. Со временем количество частей можно увеличить. Также в игру можно включить брата, сестру, друга, дедушку, бабушку. Кто первый правильно соберет текст по частям, тот и победил. Задание повышает скорость чтения и делает его осмысленным.
- Убери мусор. Для игры понадобится рассказ на листке А4 и текстовыделитель. Лучше играть в нее вдвоем. Суть в том, чтобы максимально сократить текст без потери смысла. Нужно текстовыделителем зачеркивать слова. Победителем считается тот, у кого в тексте останется меньше слов. Игра помогает быстро ориентироваться в тексте, отличать главное от второстепенного.
- Найди самое короткое предложение. Выбирается небольшой рассказ или сказка. Ребенку необходимо найти в нем предложение, в котором меньше всего слов. Дальше его нужно дополнить подходящими по смыслу прилагательными и глаголами. Можно нарисовать небольшую картинку. Задание развивает внимание и образное мышление.
- Я - персонаж из произведения. После прочтения произведения ребенку задается вопрос: «Кто из персонажей тебе больше всего понравился?». Нужно, чтобы он представил себя на месте героя и рассказал от его лица о событиях, которые произошли. Чтобы вжиться в роль, можно переодеться, использовать реквизит (волшебную палочку, корону, игрушечный меч, плащ и т. д.). Игра помогает избавиться от скованности, способствует выразительности пересказа.
Глубокая работа над текстом, анализ прочитанного развивает интеллект ребенка, улучшает его память и концентрацию внимания. Существенно обогащается словарный запас и повышается грамотность. Навык правильного, качественного пересказа позволяет грамотно составлять предложения, связно и красиво говорить, писать. Ребенку становится легче устанавливать причинно-следственные связи, анализировать информацию из учебников, он сможет более успешно сдавать экзамены, писать изложения, контрольные работы.