Родителям

Игры на развитие фонематического восприятия для детей старшего дошкольного возраста

26

июля

2021

Составитель: учитель-логопед МБУ «ЦМППС»

Дзюба Ольга Алексеевна

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению слоговой структуры слова (по Л.С.Волковой).                  

Нарушение фонематического восприятия  проявляется  в том, что дети неправильно произносят звуки близкие звучанию – звонкие и глухие, мягкие и твёрдые, шипящие и свистящие. Дети с трудом могут выделить заданный звук из ряда звуков, затрудняются повторить цепочки слогов (па-ба, па-ба-па, та-да, та-да-да..), определить наличие звука в слоге, слове.

Ребёнок не может назвать слово, произнесённое по отдельным звукам (С-О-К, это сок), и наоборот, затрудняется произнести заданное слово по звукам. При наличии большого количества нарушенных звуков у ребёнка страдает слоговая структура слова. Дети затрудняются произнести слова со стечением согласных: клубника, термометр, двери и др. Нарушение фонематического восприятия  всегда влечёт за собой сложности в овладении навыками чтения и письма.

Как же могут родители помочь своему ребёнку преодолеть данный вид речевого нарушения?

Существуют игры на развитие фонематического восприятия,  которые родители могут проводить с детьми самостоятельно.

Какой звук есть во всех словах

Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: Шуба, коШка, мыШь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах. В первое время необходимо утрированно произносить повторяющийся звук,чтобы ребенку было легче справиться с заданием.

Какое слово лишнее?                     

Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:

ком-ком-кот-ком

винт-винт-бинт-винт

буква-будка-буква-буква

канава-канава-какао-канава

Доскажи словечко

Мама рассказывает небольшое двустишие и просит ребёнка закончить его.

Мы возьмём цветочек

И сплетём … (веночек).

 

Ты не бойся - это гусь,
Я сама его... (боюсь).

Грязнулю всегда
Выручает... (вода).

В дом войти боится вол:
- Подо мной прогнется... (пол).

Возможно, ребенок не сразу сможет найти подходящее слово. Повторяйте такую игру как можно чаще, и вы заметите, что с каждым разом подбирать слова ребенку становится  всё легче.

Найди ошибку

Мама произносит текст, заменяя буквы в словах, ребенок слушает и исправляет ошибки.

Хвост с узорами,
Сапоги со шТорами.
КОт плывёт по океану,
КИт из блюдца ест сметану.
Божья короБка, полети на небо,
Принеси нам хлеба.

КоСа прыгнула через забор.
КоЛова даёт вкусное молоко.
Рошадь жуёт сочную траву.
КоЧка ловит мышку.
СобаХа сторожит дом.

Найди предмет

Предложите ребёнку найти в доме предметы, начинающиеся  или заканчивающиеся на определённый звук.

Кто больше

В игре можно поучаствовать всей семьёй, называя по очереди слова на заданный звук. Например: рак – рука – ракета – робот…

Сложи словечко

Игра, которая поможет развить у вашего ребёнка навыки звукового анализа и синтеза. Мама произносит слово по звукам (Л-У-К), а ребёнок называет, какое слово получилось (лук). Начинать лучше с маленьких слов (ЛУК, ЛАК, МАК, РАК), постепенно усложняя слова. Можете поменяться ролями.

С помощью таких игр вы не только поможете своему ребёнку преодолеть нарушение речи, но и подготовите его к школе.

 

Список литературы

1. Баренцева Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. — М., 1997.

2. Логопедия.Теория и практика/[под редакцией д.п.н. профессора ФиличевойТ.Б].М.,2018г.
3. Н.И.Дьякова «Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников»-М:2010 г.

Подготовила учитель-логопед МБУ «ЦМППС»

Дзюба Ольга Алексеевна

 

logo

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo