Родителям

Как научить ребенка красиво и правильно говорить

29

ноября

2017

КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА КРАСИВО И ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ

эффективные методы развития речи детей

младшего школьного возраста

 

Консультация для родителей

Составитель: учитель-логопед МБУ «ЦМППС» Якушенко И.С.

 

         С того момента, как ребенок начинает читать свои первые буквы, школа и родители стараются научить его говорить правильно, четко и внятно. Кому-то удаются сложные речевые обороты. А кому-то трудно сказать без ошибок даже самые распространенные слова.

         Риторика для детей – это то, что поможет вам развить культуру речевого поведения ребенка, что, конечно же, окажет благотворное влияние на развитие его личности и успеха в будущем.

         М.В. Ломоносов был прав, считая риторику основой всех наук. От умения грамотно и ловко формулировать мысли зависят: успеваемость в школе и в дальнейшем в вузе, общение со сверстниками, построение карьеры. Грамотно построенные фразы свидетельствуют об умении логически мыслить. Ораторское искусство для детей закладывает основу их дальнейшей успешной жизни.

         Часто в голове у школьника могут роиться стройные, правильные, убедительные мысли, и облекаются они во внутренней речи в нужные слова. Но стоит ему только начать говорить, как он сам чувствует, что слова почему-то произносятся совсем не те, и высказанная мысль получается какой-то путанной, туманной.

         Часто бывает, что мысли стройные, ясные, но долго подбираются слова, чтобы их озвучить. Собеседник в такие моменты молчания переключается на другое, ему становится неинтересно поддерживать прежнюю тему. Как этого избежать? Приучите ребенка читать хорошую литературу, классику. И читать вдумчиво, не спеша, не забывая о том, что цель – усвоить больше слов, красочных словосочетаний, запомнить особенно понравившиеся фразы.

         В этом плане также полезно слушать аудиокассеты, учить с ребенком стихи, отрывки из классических произведений мастеров слова.

         Научите школьника чаще употреблять синтаксические конструкции из прочитанного или выученного, чтобы они вошли в его привычный активный словарный запас. И в скором времени его речь будет бежать как река – плавно, мощно, красиво.

         Надежные помощники в борьбе с однообразием речи, повторами – словари. Особенно полезны словари синонимов и антонимов, их вообще можно читать как занимательную художественную литературу.

         Помогает и практика выражать свои мысли письменно. Например, вести дневник. В тетради, в интернете, в переписке с друзьями. Пусть ваш ребенок попробует описывать каждый день, происходящие события, возникающие мысли, сомнения и мечты. Это не только тренировка умения убедительно и красиво говорить, но и хронология его жизни. Ему будет очень интересно прочитать такие записи через несколько лет.

         Не забудьте объяснить ребенку, что красноречие нельзя подменять болтливостью – разговором ни о чем и долго. У человека, обладающего искусством убедительно говорить, каждое слово оправдано, целесообразно, информационно. Также откажитесь вместе с ребенком раз и навсегда от слов-паразитов, всевозможных «короче» и «как бы», «это самое» и «так сказать».

 

Упражнения для заботливых родителей и их любопытных детей

 

1. Упражнение «Объясни слово»

Назовите ребенку пару слов для определения. Пусть он объяснит, что такое дерево, одуванчик. В начале нужно отнести слово к более общему классу предметов.

Например:

Дерево – растение, которое…

Одуванчик – цветок, у которого… и так далее.

Затем следует назвать внешние отличительные признаки, функции или строение. Так, дерево – растение, которое имеет множество веток и листьев, очень трудолюбивое и растет на улице. Этого будет достаточно.

Будет неплохо, если ребенок назовет определение слова «одуванчик»: одуванчик – это цветок, который растет летом. В начале одуванчик желтый, затем белый. У белого одуванчика есть пушинки. Если подуть на них, то они разлетаются во все стороны.

 

2. Упражнение «Читаем и повторяем»

Возьмите интересную книгу, которая будет соответствовать возрасту ребенка. Прочтите фразу вслух. Задача ребенка — дословно повторить сказанное. Лучше всего для этого практикума по риторике годятся сказки Александра Сергеевича Пушкина, но вы можете взять прозу, которая будет посложнее. Но все зависит от ребенка, его уровня. Сначала берите часть предложения, его короткие отрывки, далее – постепенно ребенок может справиться с длинными предложениями. Развивается оперативная память, столь необходимая для риторики и расширяется словарный запас. Данное упражнение требует упорства родителя, а также юмора и позитива.

 

3. Упражнение «Найди отличия»

Ребенок вам должен объяснить одним-двумя словами в чем заключается отличие между двумя внешне похожими предметами.

Например:

Вы: Чем отличается мячик от лимона?

Ребенок: мячик – круглый

Вы: Лимон тоже бывает круглым.

Ребенок: Он желтый!

Вы: Оба эти предмета могут быть желтыми.

Ребенок: Мяч – пустой.

Вы: Не все мячи внутри пустые.

Ребенок: Мяч нельзя скушать.

Вы: Совершенно верно! В этом и заключается отличие.

И так далее.

 

4. Упражнения «Представь себя художником»

Рассказ по картине, всевозможные изложения, с давних пор применялись в школьном учебном процессе. Польза их несомненна. Как и рисование, рассказ по картине развивает ассоциативно-цветовое восприятие звучащего слова, что способствует более гармоничному формированию риторических навыков у ребенка.

·        «Что я запомнил»

Ребенок некоторое время рассматривает репродукцию, затем переворачивает ее, так чтобы больше не видеть, и рассказывает, что он запомнил. Сначала это может представлять из себя просто перечисление предметов, изображенных на картине, но постепенно нужно подойти к связному описанию.

·        «Что происходит?»

Это задание гораздо сложнее предыдущего. Ребенок должен не просто описать картину, а попытаться понять, что там происходит, проявить некоторые режиссерские качества, заметить действие, происходящее на картине, или нафантазировать его, если это пейзаж иди натюрморт.

·        «Что произошло раньше?»

Ребенок высказывает свои предположения, что происходило на картине до того как художник остановил понравившееся ему мгновение и запечатлел его в красках.

·        «Как бы я назвал картину, если бы был художником»

Ваш ребенок предлагает свой вариант названия картины и пытается доказать его правомерность.

 

5. Упражнение «Забавная скороговорка»

Упражнение развивающие чувство ритма и логику речи. Используется несложная хорошо известная всем скороговорка, например: «Про белого бычка».

Текст разбивается на более или менее логически завершенные отрывки – фразы. Паузы, отделяющие фразы друг от друга, заполняются хлопками. К хлопкам можно прибавить притоптывания и любые другие движения.

Все это выглядит примерно таким образом:

Был у бабушки бычок! (вы вместе с ребенком делаете два хлопка в ладоши и два притопа)

Беленький бычок. Два хлопка и два притопа. (ребенок)

Был бык тупогуб! Два хлопка и два притопа. (вы)

Тупогубенький бычок. Два хлопка и два притопа. (снова ребенок)

У быка бела губа …. Два хлопка и два притопа. (снова вы)

Была тупа! (хором)

Первый раз скороговорка читается медленно, вдумчиво. Необходимо сразу определить – о чем эта скороговорка. Что в ней происходит, как мы относимся к ее героям. Затем, прочитывая второй и третий раз, можно увеличивать темп, соблюдая общую ритмическую структуру, ударными точками которыми являются наши игровые паузы – хлопки и притопы, а так же взрывные согласные – в этой скороговорке преобладает взрывной звук «Б». Он должен произноситься особенно отчетливо «взрываться» на губах.

 

  

Литература

  1. Блинов И.Я. «О культуре речи». М.,1988г.
  2. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. «Секреты хорошей речи». М., 1993г.
  3. http://vashgolos7.ru/ritorika-dlya-detej.html
  4. https://prouchebu.com/chetko_vyrazhat_mysli/
logo

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo