Родителям

Как привлечь первоклассника к чтению

29

января

2019

Как привлечь первоклассника к чтению

 

Что делать, если ребенок не читает? Этот вопрос занимает многих родителей. Сегодня информация воспринимается способом, отличным от того, каким он был еще десяток лет назад. Раньше мы читали книги, газеты и журналы – это был основной способ получения информации. Сегодня мы получаем её из интернета, поэтому потребность к чтению книг ослабела. Мы  сталкиваемся с тем, что у современных детей вообще нет интереса к книгам, они их не воспринимают. К тому же нередко родители слишком эмоциональны в своих ожиданиях. В докучающих и строгих разговорах с детьми могут проскальзывать выражения: «не будешь читать, вырастешь дворником…». Такого рода фразы  от родителей  вызывают у ребенка прежде всего напряжение. Сам факт чтения перестает быть для него процессом и превращается в нагрузку. «Как заставить читать?» – такой формулировки вовсе не должно быть. В этом вопросе сразу слышен негативный подтекст: чтение – это ужасно, плохо, трудно и поэтому нужно заставлять.

На самом деле, чтение – это один из навыков ребенка, который может приносить удовольствие.

Рекомендации, которые помогут формировать интерес к чтению у детей:

  • Начинать чтение необходимо тогда, когда у ребенка хорошее настроение. Ни в коем случае чтение не должно быть наказанием. Этим формируется негативное восприятие чтения, и никакая красочная книга не поможет его преодолеть. Надо готовить ребенка к чтению. Здесь важна психологическая готовность ребенка к трудному действию. Если он играл, прыгал и кричал, необходимо дать время для успокоения. Можно что-то интересное рассказать. «Подвести» к чтению, заинтересовать этим действием.
  • В младшем школьном возрасте для чтения лучше использовать книги с крупным шрифтом и красочными картинками. Толщина книг не так важна. Важно заинтересовать ребенка содержанием книги. Для этого можно охарактеризовать героев, фигурирующих в книге. Можно раскрыть книгу в середине и увлечь ребенка картинкой, а потом предложить вернуться к началу книги и узнать, в чем дело, почему герой находится в море (или в лодке, или на горе и пр.).
  • Можно использовать книги  маленького формата, которые легко и быстро можно прочитать. Они также должны быть красочными и по содержанию несложными. Дети-первоклассники больше всего любят читать сказки. Этот жанр им близок и нетруден для усвоения. Конечно, лучше начинать с простых сказок – народных. Потом можно переходить и к другим жанрам.
  • Пусть ребенок читает то, что нравится.  А если уж дело совсем не идет, попробуйте «подсунуть» комиксы, пусть это и для многих родителей как ножом по сердцу. Когда ребенок найдет что-то свое, он войдет во вкус и, вполне вероятно, со временем начнет читать все, что под руку попадется.
  • Интересен такой прием, когда книгу читают по очереди – ребенок и родитель. По одной страничке или по одному отрывку. Можно начать интересную книгу взрослому, потом остановиться на самом интересном месте и предложить ребенку прочитать дальше.
  • Можно рассказать ребенку часть сказки или рассказа (самый интригующий кусочек), а потом сделать вид, что что-то забылось, и попросить ребенка прочитать, напомнить.
  • Когда ребенок читает, необходимо очень внимательно его слушать. Ни в коем случае не делать каких-то, пусть и важных для взрослого, дел. Все внимание ребенку. Только так вы можете показать ему, что чтение очень важное дело для всей семьи.
  • После прочтения обязательно надо поговорить с ребенком о прочитанном. Это очень важно для усвоения содержания, для развития интереса к чтению и для формирования нравственных качеств ребёнка.
  • Заведите дома большую библиотеку. У ребенка должна быть возможность подойти к книжному шкафу и выбрать книгу. Если ребенок с раннего возраста видит, что книга – обычный и нужный предмет в доме, ею пользуются все, что посредством книги он сам получает положительные эмоции, вероятность того, что и дальше он захочет получать эти эмоции – очень велика.

Если родители занимаются собственным развитием, и ребенок наблюдает это, если он видит, что папа и мама сами много чем интересуются, в том числе читают, чтение для них не напряженный труд, а легкий и приятный досуг, то дети подпитываются от этого эмоционально. Если в семье никто не читает, а родители требуют от ребенка того, что не делают сами, то чтение может стать полем сопротивления и войны между ребенком и взрослыми.

Заставить ребенка насильно читать нельзя. Ребенок имеет право не читать, имеет право и читать. Самому ребенку с его малым жизненным опытом этот выбор осуществить сложно. Он не знает его последствий. Помочь ему в этом – задача родителей.


Литература: 

  1. Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа.
  2. Тихомирова И.И. «Что могут родители?» Журнал «Школьная библиотека».
  3. Яшина Н.П. «Учить читать трудно, но интересно». Журнал «Начальная школа».

Интернет – ресурсы:

  1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
  2. https://azbyka.ru/deti/ne-zastavit-a-privit-lyubov-k-chteniyu
logo

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo