Родителям

Кризис семи лет и возможности его преодоления

31

августа

2020

Составитель: Бубнова  Е. А.,

педагог-психолог МБУ «ЦМППС»

  

Конец дошкольного возраста знаменуется кризисом семи лет. Возрастные кризисы рассматриваются психологией как естественные этапы преобразования психики.

 

Кризис семи лет-очередная ступень в развитии ребёнка, связанная с изменением социального статуса. В жизни ребенка заканчивается дошкольный период и начинается младший школьный возраст. Ситуация школьного обучения требует от ребенка высокого уровня произвольной организации деятельности: умения подчинять свое поведение требованиям учителя, усваивать и удерживать программу деятельности, контролировать ее выполнение. В это время у ребенка изменяется образ жизни, начинается осознание своего социального «я», предпринимаются попытки установления наиболее тесных контактов с окружением.

 

Кризис семи лет может начаться с 6,5 лет и продолжаться до 8,5 лет, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

 

Семь лет -  возраст «потери детской непосредственности» (Л. С. Выготский), поведение ребёнка становится более взвешенным и обдуманным.

 

Самым ярким проявлением кризиса является желание ребёнка быть похожим на взрослых. Ребёнок начинает копировать поведение взрослых. В поведении можно заметить «кривляние», нелепое и искусственное, какую-то вертлявость, поясничанье, клоунаду, ребёнок строит из себя «шута».  Он хочет казаться взрослее – например, отказывается от детских игр. Ребенок может говорить писклявым голосом, ходить изломанной походкой, рассказывать непристойные взрослые анекдоты в совершенно неподходящих случаях.

 

Появляется в этот период у ребенка так называемый симптом «горькой конфеты»: когда ребенку плохо, он старается скрыть это от окружающих.

 

Важное в кризисе не негативная симптоматика, а переход ребенка к новой социальной роли «ученика» и новой, социально значимой деятельности - учебной.

 

Выделяют следующие признаки кризиса:

 

- раздражительность (проявляется в быстрой смене настроения), вспышки гнева;

- повышенная утомляемость (быстро устает);

- агрессия (может быть словесная или физическая); 

- тревожность (может проявляться в виде страхов);

- отсутствие послушания и реакции на просьбы, своеволие.

 

Кризис способствует глубоким изменениям, которые затрагивают самосознание и самоощущение ребёнка, поведение и образ жизни. Родители должны понимать, что они сталкиваются с очередным жизненно необходимым изменением в развитии своего ребёнка.

 

Следует заметить, что далеко не все родители сталкиваются с остро выраженными кризисными проявлениями в поведении ребенка. Изменения есть обязательно, но они могут прослеживаться в мягкой форме. В некоторой степени это зависит от типа нервной системы, как детей, так и родителей.

 

Что делать родителям?

 

  1. Главное для родителей в этот период - справляться со своими родительскими чувствами и понять, что ребенку тоже не легко. Ребенок тоже может испытывать такие негативные чувства как: страх, обиду, разочарование. Если вы заметили эти эмоции у своего ребенка, то можно предложить ему сделать следующее упражнение:

 

«Прогоним тревоги и страхи».

 

Цель упражнения: отреагировать негативные чувства через творчество.  Конечным результатом упражнения является поделка или рисунок.

 

          Инструкция: Предложите ребенку нарисовать свои страхи, тревоги, опасения. Рассмотрите рисунки вместе. Затем предложите от них избавится. Например, разрезать ножницами, порвать на мелкие кусочки, стереть рисунок ластиком. Следующий этап – создание поделки. Из кусочков бумаги можно создать аппликацию или коллаж, на чистом листе бумаги нарисовать новый рисунок.

 

  1. Постарайтесь изменить свое отношение к ребенку, он уже не маленький. Приказной тон в общении и физические наказания малоэффективны. Постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий. У ребенка должны быть запреты, но перед тем, как ввести «табу», следует объяснить, почему так нельзя поступать. Лучше формулировать правила в виде совета или предостережения.

 

Предложите ребенку поиграть в игру «Соберись на прогулку».

 

Цель игры: развитие навыка слышать и выполнять инструкцию.

 

Инструкция: взрослый предлагает ребенку «собраться погулять на улицу» и предупреждает о том, что будет путать его, называя предметы одежды и показывать несоответствующие им части тела. Ребенок должен сосредоточить свое внимание на словах взрослого. Если ребенок запутался, начал повторять движения за взрослым, не обращая внимания на слова, то он считается проигравшим. Затем ребенок должен путать взрослого.

 

  1. Общайтесь с ребенком следующим образом: задавайте ему вопросы, давайте возможность принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Аккуратно указывайте на совершенные ребенком ошибки, обсуждайте с ним все его достижения и не удачи. Важно чтобы ребенок чувствовал вашу поддержку. Не забывайте хвалить за хорошие дела и старания.
  2. Если ребенок отказывается придерживаться обычного распорядка дня, пересмотрите режим дня вместе с ребенком. Узнайте у ребенка сколько времени ему нужно, чтобы закончить все его дела – пусть почувствует себя взрослым.
  3. Откажитесь от критики ребенка в присутствии посторонних детей. Критические замечания могут снизить самооценку ребёнка, так как наше мнение о себе формируется под влиянием мнения значимых людей (родителей).

 

Поиграйте с ребёнком в следующую игру «Кто я?».

 

Цель игры: формирование позитивной самооценки.

  

Бросайте ребенку мяч и задавайте вопрос: «Кто ты?», ребенок должен отвечать на вопрос каждый раз по-новому. Взрослый помогает ребенку находить прилагательные, которые будут характеризовать ребёнка. Например, добрый, внимательный, любящий, аккуратный, вежливый, умный, смелый и т.д.

 

  1. Поощряйте общение со сверстниками. Таким образом вы будете развивать навыки общения.
  2. Демонстрируйте собственным примером правильное поведение. Ребенок будет подражать вам с удовольствием. Но если вы не будете последовательны в своих поступках и словах, ребенок будет поступать так же.

 

Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!

 

  

Используемая литература:

  1. Выготский Л.С «Вопросы детской психологии» - СПб.: Союз, 1997
  2. Корнеева Е.Н. «Детские капризы: что это такое и как с этим справиться?» - Екатеринбург: У – Фактория, 2006
  3. Сайт: Международный образовательный портал МААМ.RU

 

logo

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo