Родителям

Особенности сенсорного развития у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

27

мая

2023

Подготовила: учитель-дефектолог МБУ «ЦМППС»

Нагорская Анастасия Александровна

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, т.е. сформировать у него перцептивные действия.

Сенсорное развитие у ребенка с интеллектуальной недостаточностью значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Ребенок с нормой интеллекта овладевает поисковыми способами в процессе действий с предметами, а детей с интеллектуальными нарушениями надо учить, они не умеют пользоваться поисковыми способами ориентировки - пробами и примериванием.

Дети с нарушением интеллекта недостаточно владеют способами обследования предметов, они действуют либо хаотично, не учитывая свойства предметов, либо действуют ранее усвоенным способом, не адекватным новой ситуации. Сенсорное развитие без специального коррекционного воздействия развивается медленно.

В процессе игр с предметами ребенок учится различать их форму. Первые игры и упражнения должны быть основаны на практических действиях, требующих опоры на форму предметов. Способом ориентировки в задании являются здесь пробы, которым и нужно научить ребенка с интеллектуальной недостаточностью. В дальнейшем он вычленяет форму зрительно с помощью другого способа – примеривания.

Величину и цвет, так же как и форму, ребенок учится различать практически. На основе длительного применения проб и примеривания у ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприятие величины, умение вычленять ее, соотносить предметы по величине. 

При формировании сенсорных эталонов (форма, цвет, величина) можно использовать разноцветные салфетки, коробочки, пирамидки, кубики, посуда, мозаика, фигуры животных, машинки, мягкие вкладыши. Особенно дети любят дидактических кукол в одежде и обуви основных цветов. Формировать сенсорные эталоны цвета также помогают цветные таблички Монтессори, бельевые прищепки четырех основных цветов, цветные палочки.

Для сенсорного развития детей можно использовать следующие игры:

  1. Игра на восприятие цвета: «Разложи по цвету»

Задачи:

  • формировать умения детей называть и различать красный, желтый, зеленый, синий цвета;
  • формировать умение соотносить предмет, его цвет.

Оборудование: 4 коробки (банки, контейнеры и др.), раскрашенные в четыре основных цвета. Подберем шарики (крышки, кружечки, мелкие одноцветные игрушки) соответствующих цветов.

Описание игры: родитель ставит перед ребенком коробочки. «Смотри, что у меня есть - коробочки. Эта коробочка красная, эта синяя, эта - желтая, а вон - зеленая!» Таким же образом раскладываем шарики. «Шарики весело гуляли на солнышке, но вот пошел дождик. Шарикам нужно быстро спрятаться в домике-коробочке. У каждого шарика свой домик. Дай мне синий шарик, у синего шарика – синий домик (кладем шарик в синюю коробочку, сравниваем сходство цвета шарики и коробочки). Остальные шарики ребенок разложит сам.

  1. Развитие тактильно-двигательного восприятия: «Найди такую же форму в волшебной коробочке»

Задачи:

  • формировать у детей умения узнавать на ощупь знакомые предметы, не просто держать предмет в руках, а ощупывать, передвигая ладонь и пальцы по предмету.

Оборудование: геометрические фигуры разной формы, величины, фактуры, «волшебная коробочка», в которой складываются геометрические формы.

Описание игры: участники игры сидят на своих местах. Родитель раздает им геометрические формы и предлагает поиграть с ними. Через некоторое время показывает «волшебную коробочку», говорит, что в нее можно спрятать формы, а потом найти их. Предлагает, участникам игры положить свои формы в коробочку. Просит ребенка найти свою форму, не заглядывая в коробочку. Если ребенок правильно выбрал форму (ощупывает одной рукой), он называет ее сам или с помощью взрослого и садится на место. Если же форма выбрана неверно, кладет ее обратно в коробочку и достает нужную. Родитель ощупывает форму вместе с ребенком, учит его этому методу, показывая, как передвигать пальцы по предмету, обращая внимание на форму, величину, фактуру предмета.

  1. Игра на восприятие формы, цвета и величины: «Найди такой же»

Задачи:

  • формировать у детей умения различать предметы по форме, цвету, величине.

Оборудование: картинка матрешки с изображением контуров геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника; готовые геометрические фигуры разного цвета и величины.

Описание игры: родитель показывает ребёнку картинку матрешки с изображением контуров геометрических фигур и просит украсить её наряд, используя готовые геометрические фигуры разного цвета и размера.  

Регулярные занятия, разнообразные игры способствуют улучшению и усвоению сенсорного восприятия. Таким образом, важно создавать развивающую среду для детей с интеллектуальной недостаточностью, начиная с дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. КАРО. СПб., 2005.
  2. Маллер А.Р., Цикото Г.В.,Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Учеб. пособие для сутд.высш.пед.учеб. заведений. – М.: Академия, 2003.
  3. Катаева А.А. Дошкольная олигофренопедагогика: учеб. для студ. высш. учеб. заведение / А.А. Катаева., Е.А. Стребелева. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2005.
logo

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo