Родителям

Первый раз – в пятый класс (рекомендации родителям)

29

июня

2022

Подготовила: социальный педагог МБУ «ЦМППС»

Татьяна Петровна Носоченко

Расставание с начальной школой и переход на новую ступеньку образования – особенный этап в жизни ребенка. В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

Что же меняется в жизни пятиклассников?

Вместо одной учительницы появляется целый ряд учителей-предметников. У каждого нового учителя - свой кабинет, свой характер, свой темп речи, свои требования – и на все это надо настроиться.

Ребенок в средней школе как будто «обезличивается» по сравнению с начальными классами. В начальной школе дети были старшими, самыми взрослыми в компании малышей. Теперь же они становятся самыми младшими и «зелеными» в ряду старшеклассников, погружаются совсем в другую атмосферу и другой стиль общения.

О пятиклассниках уже так настойчиво, как раньше, не заботятся, зато больше требуют. Появляется больше свободы для общения с другими детьми. Многие дети с удовольствием воспринимают такое положение как доказательство их взросления. Некоторые дети шалеют от нахлынувшей свободы, у других возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны.

Как родители могут помочь ребенку совершить «мягкий» переход в среднее звено школы?

Первая задача родителей – сформировать у ребенка адекватное представление о средней школе.   Многие трудности в средней школе возникают из-за того, что ожидания ребенка по отношению к пятому классу расходятся с реальностью. Зачастую четвероклассники почти ничего не знают о том, что их ждет в пятом классе. Обычно взрослые много говорят об этом, но очень обобщенно: «В пятом классе все будет по-другому», «Вот в пятом классе увидишь, что надо быть самостоятельным», «В пятом классе будет очень сложно» и т.д. В результате в сознании ребенка складывается смутная, расплывчатая картина, в которой смешиваются тревоги по поводу будущих трудностей и предвкушение большей свободы. Постарайтесь подробно проинформировать ребенка о том, как будет устроена жизнь в 5 классе.  Не стоит нагнетать обстановку, пугать будущего пятиклассника возрастающими нагрузками и настраивать на то, что ему будет тяжело. Процесс усложнения программы - естественное явление для каждого нового года учебы. Обсудите, какие предметы он будет изучать, сколько уроков в день обычно бывает по расписанию, как он будет возвращаться домой и т.п.

Следующий важный шаг – пробудить и поддержать желание ребенка меняться, становиться более взрослым и ответственным. К концу начальной школы у детей развивается чувство взрослости, которое необходимо поддержать, дать ему возможность реализоваться в конкретных делах. Здесь очень важна собственная готовность родителей перестраивать взаимоотношения с ребенком.   Часто взрослые не замечают, что у ребенка назрела потребность расширить пределы своей свободы и самостоятельности. Бывает и так, что родители не готовы ему эту свободу предоставить.   Чтобы развить чувство взрослости, наполнить его новым содержанием, летом можно поручить ребенку более серьезные домашние дела, за которые он сам будет отвечать. Обсудите, в каких семейных делах он еще мог бы принять участие, в решении каких семейных вопросов будет учитываться его голос. Полезно подчеркнуть новый статус ребенка и внешне: выделить дополнительное место для занятий и книг, купить более «взрослые» вещи.

Учебная нагрузка детей в пятом классе увеличивается. Если у ребенка есть пробелы в знаниях или трудности в обучении, необходимо обратить на это серьезное внимание, постараться за лето подтянуть программу или обратиться за помощью к специалистам.

Подготовьтесь к освоению предметов, которые вводятся в средней школе. Новые предметы могут показаться ребенку слишком скучными или трудными. Начните вместе читать научно-популярные книги на данную тематику, в которых много интересных и даже шокирующих фактов. Приобретите настольные игры или специальные наборы, связанные с проведением опытов. Если есть возможность, посетите музей, где знакомство с такими дисциплинами проводится в интерактивном режиме. Ваша цель - заинтересовать школьника, вызвать у него интерес к более глубокому освоению новых предметов.

Еще один серьезный момент, на который стоит обратить внимание – отношения вашего ребенка с одноклассниками. В этом возрасте дети начинают осознавать важность доверительных отношений и уважения к себе и разбираться в последствиях своего и чужого поведения. Они начинают гораздо больше ценить отношения с другими детьми, с которыми можно быть на равных и которые ничего не могут навязать, в отличие от взрослых. Важно настраивать ребенка на положительное отношение к одноклассникам и взаимопомощь, учить конструктивно решать споры и улаживать разногласия. Постарайтесь поддерживать контакты с другими родителями класса, показывая детям пример дружеских отношений.

Но, конечно, летние каникулы - это прежде всего время для отдыха и оздоровления. Постарайтесь, чтобы ваш ребенок получил максимум сил перед предстоящим учебным годом. Устройте ребенку полноценный и насыщенный отдых в течение 1-1,5 месяцев после 4 класса. Если есть необходимость пройти медицинские обследования или лечение, также стоит сделать это до первого сентября, чтобы потом ничто не отвлекало пятиклассника от занятий. 

Не планируйте дальних поездок и слишком активного досуга на последние недели августа, иначе пятикласснику будет сложно адаптироваться к новому достаточно интенсивному режиму. Если предстоит учиться в первую смену, мягко переходите в конце августа на близкий к школьному распорядок дня.

Желаем вам терпения на этапе перехода из начальной школы в среднюю. Если родитель окажет достаточную поддержку будущему пятикласснику, средняя школа может стать интересным и плодотворным периодом и в жизни ребенка, и в жизни всей семьи.

 

Список литературы:

  1. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986.
  2. Краковский А.П. О подростках. М., 2007.
  3. Попова М.В. Психология растущего человека. М., 2002.
  4. Электронный ресурс: https://mel.fm

 

logo

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo