Родителям

Подростки и самоизоляция: что важно знать и делать их родителям

29

апреля

2020

Составитель:

старший методист МБУ «ЦМППС»

 Носоченко Т.П.

  

У родителей подростков может сложиться не совсем верная картина по поводу восприятия и переживания их детьми периода самоизоляции. С какими мифами могут столкнуться родители подростков?

  • Подросткам вообще все равно, они не замечают происходящего.
  • Подросткам на самоизоляции хорошо: можно позже вставать и не ходить в школу.
  • Подростки сами все знают о пандемии из интернета и новостей, тем более сейчас общение в социальных сетях не ограничено.
  • Подросткам не страшно и не тревожно, так как они циничны и не умеют переживать.
  • Подростки сами могут справиться со всеми переменами. Они легко приспосабливаются к новому.

А правда ли всем подросткам сейчас хорошо? Ведь на самом деле все сферы жизни подростков кардинально поменялись:

  • учебная деятельность перешла в новый формат дистанционного обучения;
  • общение со сверстниками ограничено социальными сетями;
  • увлечения и хобби оказались ограничены или даже недоступны;
  • вся семья дома и подросток находится целый день под пристальным вниманием взрослых.

Как родитель может помочь подростку адаптироваться к новым условиям?!

 

Начнем с учебы. Школа перешла на дистанционное обучение, а значит изменился способ подачи информации, увеличилось время работы за компьютером, что конечно требует от подростков достаточно развитых навыков самоорганизации и самоконтроля. Над многими выпускниками висит неопределенность с экзаменами и поступлением. Наконец, у части детей отсутствует дома специальное рабочее пространство или они вынуждены делить его с другими членами семьи.

 

В этом случае можно сделать следующее. Во-первых, помочь подростку распределить учебную нагрузку, поскольку границы между трудом и отдыхом в режиме самоизоляции очень размыты. Например, это можно сделать с помощью домашнего расписания на день. Расписание можно сделать общим для всей семьи, с учетом необходимых дел каждого. Естественно, следовать расписанию должен не только подросток, но и сами родители, и все члены семьи.

 

Во-вторых, родитель может посоветовать или вместе с подростком найти способы отдыха, расслабления, поскольку учебная нагрузка растет и важно сохранять и эмоциональную стабильность, и физическое здоровье.

 

В-третьих, родитель может помочь подростку справиться с тревогой по поводу предстоящих экзаменов. Это можно сделать с помощью простого упражнения. Предположим, ваш ребенок-выпускник переживает по поводу предстоящего ЕГЭ: сроки и формат экзамена неизвестны, не понятно, хватит ли сил подготовиться к нему самостоятельно, что будет с поступлением - не ясно. Попробуйте вместе с ребенком ответить на два вопроса. Первый: что находится под моим контролем, на что я могу повлиять (например: я могу выполнять домашние задания, заниматься дополнительно, иметь несколько вариантов поступления, просить эмоциональной поддержки у близких). Известно, когда проблема разбивается на действия, она уже не кажется глобальной, а представляется вполне решаемой. При этом существенно снижается уровень тревоги, так как подросток понимает, что он может с проблемой совладать. Второй вопрос, на который нужно ответить, на что я точно не могу повлиять, что я должен просто принять как факт. В этом случае важно дать понять подростку, что тревожиться по поводу событий, на которые ты не влияешь, не стоит, а нужно просто набраться терпения.

 

В период самоизоляции у подростков поменялась и сфера общения со сверстниками:

  • все общение перешло в онлайн формат;  
  • появилось больше рисков в интернете, поскольку вся жизнь сосредоточилась в интернет пространстве;
  • буллинг перешел в кибер-пространство.

 

Какие вещи важно обсудить с подростком в связи с увеличением его вовлеченности в онлайн процессы? Например, обговорить юридические аспекты поведения в кибер-пространстве: какие фотографии и какую информацию можно или нельзя передавать другим людям, в каких случаях нужно обязательно подойти ко взрослому и сказать, что какая-то ссылка привела его в опасное место. При этом подросток должен знать, что родитель в этот момент точно не примет решение запретить ему интернет вообще, а будет готов совместно с проблемой разобраться.

 

Очень важно быть вовлеченным в процесс жизни подростка в интернете, даже если вы считаете, что все, что смотрит ваш ребенок - это полная ерунда. Можно иногда приходить к нему «в гости» и с искренним интересом пытаться узнать, что за сайт он смотрит и можно ли посмотреть с ним вместе, с кем он общается и какие новости узнает или какую игру скачивает. Главное дать подростку понять, что вы задаете ему вопросы не с целью его проконтролировать, а вам действительно интересно, что в его жизни происходит.

 

Изменения произошли и в сфере увлечений подростков. Многие занятия, которые раньше нравились подростку, в режиме самоизоляции продолжить невозможно. Стало непонятно, как проводить свободное время, так как сейчас вообще сложно понять, что есть «свободное время». Как выбрать себе новое занятие, если почти вся жизнь сконцентрирована вокруг компьютера. И конечно, в режиме самоизоляции резко сузилась возможность получить удовольствие.

 

Важно показать подростку, что существуют стабильные вещи, ритуалы, которые наполняли его жизнь раньше и приносили удовольствие. Их может и нельзя сейчас выполнить в полной мере, но стоит придерживаться, чтобы они оставались в жизни. Это даст чувство стабильности и безопасности. Например, если подросток привык к активным тренировкам в команде, он должен самостоятельно тренироваться и дома, если он занимался творчеством, а сейчас нет возможности купить необходимые принадлежности, он может освоить новые техники из подручных средств.

 

Второй важный момент, это поиск новых способов радоваться, расслабляться, но без гаджетов. Родитель может помочь подростку найти и составить список того, что он может делать, когда ему скучно и грустно.

 

Естественно, в такое непростое время у подростка могут возникать разные чувства: радость и эйфория, тревога, злость, раздражение, растерянность. Во-первых, важно, чтобы близкие могли принять и понять разные чувства подростка. Во-вторых, смогли предложить подростку способы снятия напряжения. Например:

  • устроить пятиминутку гнева (заведите таймер на 5 минут и перечислите все, что вас раздражает);
  • организовать соревнование (кто больше отожмется, присядет, быстрее съест яблоко и т.п)

 

Наконец, существенно изменилась жизнь подростка в семье:

  • у всех появился новый распорядок дня;
  • в разы увеличилось время, проводимое вместе с близкими;
  • личное пространство членов семьи стало меньше;
  • появилось больше домашних обязанностей и дел.

Поэтому важно провести ревизию старых семейных правил и договориться о новых. Главное, чтобы эти правила касались всех членов семьи и учитывали их интересы, а так же выполнялись всеми без исключения.

 

Условия вынужденной самоизоляции заметно повлияли на все стороны нашей жизни. Но, как и у многого в этой жизни, в этом есть свои отрицательные и положительные моменты. Будем внимательнее друг к другу!

 

logo

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo