Родителям
Правильно ли развивается ваш ребенок или как определить отставание в развитии ребенка первого года жизни
27
марта
2020
Составитель
учитель – логопед ПМПК
МБУ «ЦМППС»
Ищенко Анна Вячеславовна
Первый год жизни является чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка. В этом возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребенка. В раннем возрасте контроль за полноценным развитием необходим для раннего выявления отклонений и создания условий для полноценного развития ребенка. Первоначально «группу риска» по отставанию в развитии ребенка определяет врач – невролог, учитывая особенности его рождения:
- показатели шкалы Апгар;
- степень доношенности ребенка;
- проявление и угасание безусловных рефлексов.
Очень важным является медицинское обследование на первом году жизни: в 1, 3,6 и 12 месяцев, чтобы отследить изменения в неврологическом статусе ребенка и предпринять все меры в случае неблагоприятного развития центральной нервной системы.
Какие признаки должны насторожить родителей:
- В двигательном развитии:
- если ребенок чрезмерно вялый (при взятии на руки тело расслаблено, руки и ноги висят, голова запрокидывается) или наоборот чрезмерно сжатый (руки и ноги согнуты, для разгибания нужно приложить усилия);
- если ребенку трудно сосать, а позднее жевать пищу;
- если ребенок постоянно переворачивается на один бок;
- если устойчиво наклоняет голову в одну сторону;
- если ребенок после 2 месяцев самостоятельно не держит голову;
- если к 3 – 4 месяцам не угасают врожденные рефлексы новорожденных (сосательный, защитный, хватательный, опоры, шаговый);
- если к 3 месяцам ребенок не захватывает рукой погремушку;
- если к 5 месяцам не переворачивается со спины на живот;
- если к 6 – 7 месяцам не сидит самостоятельно;
- если ребенок к 8 месяцам не стоит кратковременно при поддержке за руку;
- если к 9 месяцам не умеет ползать;
- если ребенок к 12 месяцам не пытается сделать первые шаги.
- В раннем речевом развитии:
- если у ребенка не модулированный крик (слабый, тихий);
- если ребенок к 3 месяцам не улыбается при виде взрослого и не гулит;
- если к 5 месяцам не издает в ответ звуки на обращение взрослого;
- если к 6 месяцам у ребенка не появляется лепет;
- если к 10 месяцам не подражает звукам;
- если к 12 месяцам не реагирует на свое имя, ограниченно понимает обращенную речь, не выполняет простые инструкции типа «дай», «где» и т.д.
- В познавательном развитии:
- если ребенок к 1,5 месяцев не следит глазами за движущимся предметом, не фиксирует взгляд на лице матери;
- если к 6 месяцам не рассматривает предмет в руке и не выделяет новую игрушку среди знакомых;
- если к 8 месяцам не вертит головой в поисках звука и не прислушивается к пению и музыке;
- если ребенок к 12 месяцам не отыскивает взглядом знакомый предмет на вопрос «где?»
Если вы заметили совокупность перечисленных особенностей у вашего ребенка, не поддавайтесь панике, не ищите ответа в интернете, а обратитесь за консультацией к специалистам. Помните, что ранний возраст является тем периодом, когда нервная система очень пластична и при правильно организованной помощи удается достичь максимальных результатов в компенсации имеющихся повреждений.
Литература.
- Кипхард Эрнст. Как развивается ваш ребенок. Таблицы сенсомоторного и социального развития. - Москва, 2019.
- Минина О. А. Диагностические материалы для оказания психокоррекционной помощи детям первого года жизни с проблемами в развитии. – Москва, 2018
- Стребелева Е. А. Дети раннего возраста, имеющие отклонения в психофизическом развитии. - Москва, 2002.