Родителям

Правильно ли развивается ваш ребенок или как определить отставание в развитии ребенка первого года жизни

27

марта

2020

Составитель

учитель – логопед ПМПК

 МБУ «ЦМППС»

Ищенко Анна Вячеславовна

 

Первый год жизни является чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка. В этом возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребенка. В раннем возрасте контроль за полноценным развитием необходим для раннего выявления отклонений и создания условий для полноценного развития ребенка. Первоначально «группу риска» по отставанию в развитии ребенка определяет врач – невролог, учитывая особенности его рождения:

 

  • показатели шкалы Апгар;
  • степень доношенности ребенка;
  • проявление и угасание безусловных рефлексов.

 

Очень важным является медицинское обследование на первом году жизни: в 1, 3,6 и 12 месяцев, чтобы отследить изменения в неврологическом статусе ребенка и предпринять все меры в случае неблагоприятного развития центральной нервной системы.

 

Какие признаки должны насторожить родителей:

 

  • В двигательном развитии:

 

- если ребенок чрезмерно вялый (при взятии на руки тело расслаблено, руки и ноги висят, голова запрокидывается) или наоборот чрезмерно сжатый (руки и ноги согнуты, для разгибания нужно приложить усилия);

 - если ребенку трудно сосать, а позднее жевать пищу;

 - если ребенок постоянно переворачивается на один бок;

 - если устойчиво наклоняет голову в одну сторону;

 - если ребенок после 2 месяцев самостоятельно не держит голову;

 - если к 3 – 4 месяцам не угасают врожденные рефлексы новорожденных (сосательный, защитный, хватательный, опоры, шаговый);

 - если к 3 месяцам ребенок не захватывает рукой погремушку;

 - если к 5 месяцам не переворачивается со спины на живот;

 - если к 6 – 7 месяцам не сидит самостоятельно;

 - если ребенок к 8 месяцам не стоит кратковременно при поддержке за руку;

 - если к 9 месяцам не умеет ползать;

 - если ребенок к 12 месяцам не пытается сделать первые шаги.

 

  • В раннем речевом развитии:

 

 - если у ребенка не модулированный крик (слабый, тихий);

 - если ребенок к 3 месяцам не улыбается при виде взрослого и не гулит;

 - если к 5 месяцам не издает в ответ звуки на обращение взрослого;

 - если к 6 месяцам у ребенка не появляется лепет;

 - если к 10 месяцам не подражает звукам;

 - если к 12 месяцам не реагирует на свое имя, ограниченно понимает обращенную речь, не выполняет простые инструкции типа «дай», «где» и т.д.

 

  • В познавательном развитии:

 

 -  если ребенок к 1,5 месяцев не следит глазами за движущимся предметом, не фиксирует взгляд на лице матери;

 - если к 6 месяцам не рассматривает предмет в руке и не выделяет новую игрушку среди знакомых;

 - если к 8 месяцам не вертит головой в поисках звука и не прислушивается к пению и музыке;

 - если ребенок к 12 месяцам не отыскивает взглядом знакомый предмет на вопрос «где?»

 

Если вы заметили совокупность перечисленных особенностей у вашего ребенка, не поддавайтесь панике, не ищите ответа в интернете, а обратитесь за консультацией к специалистам. Помните, что ранний возраст является тем периодом, когда нервная система очень пластична и при правильно организованной помощи удается достичь максимальных результатов в компенсации имеющихся повреждений.

  

Литература.

 

  1. Кипхард Эрнст. Как развивается ваш ребенок. Таблицы сенсомоторного и социального развития. - Москва, 2019.
  2. Минина О. А. Диагностические материалы для оказания психокоррекционной помощи детям первого года жизни с проблемами в развитии. – Москва, 2018
  3. Стребелева Е. А. Дети раннего возраста, имеющие отклонения в психофизическом развитии. - Москва, 2002.

 

 

logo

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo