Родителям

Применение массажера Су-джок в работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения

2

марта

2023

Подготовила: учитель-логопед МБУ «ЦМППС»

Ридуш Марина Александровна

Хорошо развитая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих речевые нарушения. Важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много. Наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием в логопедических целях можно использовать массажер Су-джок.

Массажер Су-джок - одна из нетрадиционных логопедических технологий, ставшая очень популярной. Актуальность использования массажера Су-джок в логопедической коррекции у дошкольников с речевыми нарушениями состоит в том, что:

  • во-первых, дети дошкольного возраста легко обучаемы, но для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажера Су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  • во-вторых, детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на работоспособность мышц массируемой кисти руки, а также на эластичность суставов и связок. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребёнка особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Массаж позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга.

Массаж специальным шариком-«ежиком».

Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Шариком ребенку воздействуют на пальчики, кисти, ладошки рук, прокатывая его между ними. У ребенка повышается тонус мышц, происходит прилив крови к конечностям. Вследствие этого происходит улучшение мелкой моторики и чувствительности конечностей ребенка. От развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность. Массажировать следует не только кончики пальцев, а всю поверхность ладони. Это могут быть круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д.

Массаж эластичным кольцом.

Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

Формы работы с использованием массажера Су-джок разнообразны и применяются при выполнении пальчиковой гимнастики, автоматизации звуков, звукового и слогового анализа слов, совершенствовании лексико - грамматических категорий, развитии памяти и внимания.

Вот некоторые варианты работы с детьми.

Пальчиковая игра «Черепаха» (у детей в руках Су-джок).

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха, (дети катают Су-джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь, (Су-джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су-джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь (дети катают Су-джок между ладоней).

Пальчиковая игра «Ёжик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож (дети катают Су-джок между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

на ежа похожи (дети катают Су-джок между ладонями).

Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

 - Мальчик-пальчик,

 Где ты был? (надеваем кольцо Су-джок на большой палец)

- С этим братцем в лес ходил, (надеваем кольцо Су-джок на указательный палец)

 - С этим братцем щи варил, (надеваем кольцо Су-джок на средний палец)

 - С этим братцем кашу ел, (надеваем кольцо Су-джок на безымянный палец)

 - С этим братцем песни пел (надеваем кольцо Су-джок на указательный палец).

Игры для развития фонематического восприятия

«Если звук услышат ушки - подними шар над макушкой»;

«Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»;

«Телеграфисты» (нужно простучать шариком так, как простучит взрослый);

«Спрячь шарик в ладошке, когда замяукает кошка» (зарычит собака, прокукарекает петушок и т.д.)

Для более старшего возраста:

«Синий шар кати, согласный звук мне назови».

«Спрячь шарик в ладонях, если звука «С» нет в слове».

Игры для автоматизации поставленных звуков

«Шарик мы ладонью «стук», повторяем в слове звук».

«Шарик мне назад верни, слово верно повтори».

Пальчиковая игра «Ш»

Описание: Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука, например: Ш.

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

Пальчиковая игра «Ж»

Описание: Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука, например: Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

Игры на развитие лексико - грамматических категорий

Игра «Один-много».

Взрослый катит «Су-джок шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Аналогично проводим следующие игры.

Игра «Назови ласково»

Игра «Скажи наоборот»

Игра «Шар лови, пять овощей назови»

Использование Су-джок шарика для слогового анализа слов

Упражнение «Раздели слова на слоги»

Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки. «По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай».

Игры для развития памяти, внимания

Упражнение «Веселое колечко».

Взрослый надевает поочередно колечко на пальцы правой руки ребенка, начиная с большого пальца, проговаривая: «Колечко, колечко на большом пальчике твое местечко (и т.д.). На другой руке ребенок самостоятельно пытается повторить движения с колечком, называя пальцы рук.

При использовании Су-джок шаров для развития памяти и внимания дети выполняют такие инструкции: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

Применение Су-Джок массажёров в логопедической коррекции способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.

Список литературы

Аммосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями: Логопед, № 6, 2004. – с. 78-82.

Бот О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи: Дефектология, № 1, 1983.

Богуш Д.А. корейский метод Су-Джок. – М.: Ника – Центр, 2008.

Громова О.Е. Инновация в логопедическую практику: Методическое пособие для ДОУ. Линка-Пресс, 2008.

Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-практической работе с детьми. Логопед – 2010. № 1.

Крупенчук О.И. Пальчиковые игры.- Литера, 2008.

Новикова О.А. ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры. – М. АСТ, 2007.

Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия – КАРО, 2008.

Пак Чжэ Ву. Вопросы терапии и практики Су-Джок терапии: Серии книг по Су-Джок терапии. Су-Джок Академия, 2009.

logo

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo