Родителям
Профилактика нарушения письма и чтения в старшем дошкольном возрасте
29
марта
2019
«Профилактика нарушения письма и чтения
в старшем дошкольном возрасте»
(консультация для родителей)
Составитель: Якушенко И.С.
учитель-логопед МБУ «ЦМППС»
Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных.Овладение письмом является напряженной и не всегда успешной работой, которая часто требует коррекции.
В процессе письма лежат 3 действия:
- обозначение звука буквой и ее написание;
- кодирование звучащего слова по законам графики и орфографии;
- запись готового предложения.
Наличие стойких ошибок на письме и при чтении, обусловленных разными причинами, позволяет говорить о дисграфии и дислексии.
Ошибки на письме могут быть обусловлены и несформированностью зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Это затрудняет ребенку дифференциацию сходных по начертанию букв в процессе овладения грамотой, что приводит к оптической дисграфии и дислексии.
Оптическая дисграфия проявляется в искажённом воспроизведении букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы); в заменах и смешениях графически сходных букв (по одному элементу Л-М, П-Т, И-Ш, или состоящие из сходных элементов, но различно расположенных в пространстве В-Д, Э-С).
При оптической дислексии отмечается неустойчивость зрительного восприятия и представлений. В процессе чтения дети плохо усваивают отдельные буквы, не устанавливают связь между зрительным образом буквы и звуком, у них нет четкого зрительного образа буквы, поэтому одну и ту же букву они воспринимают по-разному. Дети часто смешивают буквы, сходные по начертанию (П - Н, Н - И, Щ - Ц, Ш - Щ, С - О).
В дошкольном возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которая проявится у детей с началом школьного обучения в случае непринятия соответствующих профилактических мер.
Профилактическая работа сводится к развитию зрительно-пространственных функций и формированию зрительного анализа и синтеза. При знакомстве с печатными буквами старшим дошкольникам необходимо обладать достаточно хорошими пространственными представлениями и зрительным анализом и синтезом, чтобы устойчиво дифференцировать буквы русского алфавита, так как они состоят из очень небольшого набора одних и тех же элементов, что неизбежно приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв.
В данной статье представлены игры для предупреждения возникновения оптической дисграфии и оптической дислексии на занятиях по обучению грамоте. Эти игры используются с 5 лет.
- Сенсорная азбука.
Цель: развитие зрительного восприятия, фонематических процессов, слуховой памяти, тактильной памяти.
Дети вместе с родителями выкладывают букву из подходящего материала: из макарон – буква М, из железных кнопок – буква Ж, из ваты – В, из хвои ели – буква Е, из бусин – Б, из пластилина – буква П…. . Такая работа помогает детям запоминать образ буквы, а первый звук в названии используемого материала помогает запомнить название. Дети проводят пальчиком по букве и так запоминают правильное написание.
- “Пуговицы”.
Цель: закрепление зрительного образа букв, развитие мелкой моторики пальцев рук, закрепление основных цветов и оттенков, форм.
Оборудование: набор пуговиц разных цветов и форм.
Ребенку предлагается выложить буквы из пуговиц только определенного цвета или только определенной формы. Более сложный вариант, когда ребенку предлагается выложить буквы из пуговиц определенной формы заданного цвета.
- “Рукодельники”.
Цель: развитие целостности зрительного восприятия, зрительной памяти.
Оборудование: в зависимости от варианта игры могут быть использованы шерстяные нитки и бархатная бумага; цепочки; веревочки; счетные палочки.
Ребенку предлагается выложить заданную букву из предложенных материалов.
- “Буквенный конструктор”.
Цель: развитие пространственной ориентации, зрительного восприятия.
Оборудование: счетные палочки, шнурки, веревочки.
На начальном этапе детям предлагается собрать буквы из нескольких частей. В дальнейшем – побыть волшебниками и превратить в другую заданную букву.
- “Подзорная труба”.
Цель: развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, создание устойчивого образа буквы.
Оборудование: “подзорная труба” из картона.
Взрослый предлагает ребенку посмотреть в подзорную трубу и узнать буквы. Это могут быть недописанные буквы, буквы, изображенные пунктиром, стилизованные буквы. Как вариант можно попросить определить, какие из букв написаны неправильно и исправить их, а также назвать неправильно расположенные буквы.
- “Жук – буквоед”.
Цель: развитие целостности зрительного восприятия, зрительной памяти.
Детям предлагается восстановить (дописать) букву, которую почти всю съел жук – буквоед.
- 7. “Сыщик”.
Цель: развитие зрительного внимания и избирательности восприятия, пространственных отношений, слуховой памяти.
Оборудование: лист бумаги формата А4 (расположенный горизонтально, поделенный на 15 квадратов 6 см х 7 см, в верхнем ряду квадратов приклеены предметные картинки),фишка, касса букв.
Взрослый предлагает ребенку пройти задание по квадратам, начиная с нижнего левого квадрата и найти нужную картинку. Ребенок следует многоступенчатой инструкции: 2 квадратика вправо, 1 – вверх, 1 – влево, 1 – вверх. Таким образом, находит нужную картинку и на нее кладет букву, которая обозначает первый звук в названии этой картинки.
- 8. “Умники и умницы”.
Цель: развитие умения выделять фонему из слова и соотносить ее с определенной буквой; совершенствование избирательности восприятия, слухового внимания и памяти, повышение уровня развития пространственной ориентации.
Ребенку предлагается лист бумаги, на котором изображены пересекающиеся геометрические фигуры. Дается задание, например:
- только в треугольнике напиши печатную букву, обозначающую последний звук в слове “сок”;
- в общей части треугольника и круга гласную букву из последнего слога слова “молоко”;
- в общей части треугольника и квадрата напиши печатными буквами первый слог из слова “макароны”;
- справа от рисунка напиши печатную букву, обозначающую согласный звук в середине слова “цирк”. Прочитайте полученное слово (“комар”).
Следует отметить, что данная игра используется с 6 лет. На этом этапе у детей уже достаточно хорошо сформировано фонематическое восприятие, усвоено значительное количество букв, развита пространственная ориентация, что определяет сложность предлагаемого задания.
Если ребенок в дошкольном возрасте будет выполнять подобные игровые задания, то пространственные представления, зрительный анализ и синтез к началу школьного обучения окажутся у него сформированными и различение похожих по начертанию букв не будет вызывать трудностей и, следовательно, возможность возникновения оптических форм дисграфии и дислексии будет сведена к минимуму.
Литература
- Визель Т. Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.-метод. пособие. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005.
- Лысенкова С. Н. Я читаю. Я считаю. Я пишу: Как учить маленьких. – М.: Школа-Пресс, 2007.
- Российская Е. Н. Методики формирования самостоятельной письменной речи у детей. – М.: Айрис-пресс, 2004.
Интернет – ресурсы: