Родителям

Психологический кризис трех лет. Как его преодолеть

29

июня

2020

Составитель: Васильева Е.А.,

педагог-психолог МБУ «ЦМППС»

 

Трёхлетний малыш – подвижный, шумный, любопытный. Он ходит, бегает, активно общается, задаёт массу вопросов, пытаясь понять, как устроен мир вокруг. Примерно в это время родители начинают замечать серьезные изменения в поведении своего ребенка. Милый, послушный ребёнок становится упрямым и капризным. Умиление на лицах родителей сменяется выражением озадаченности, растерянности и некоторого раздражения. В психологии этот период называют «кризисом трёх лет». Возрастные кризисы, одним из которых является кризис трёх лет, – это неизбежные стадии развития и взросления ребёнка. 

 

Слово «кризис» означает «переломный момент», то есть нечто старое должно уйти, а новое – появиться.  Кризисы развития - это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень.

 

Во время кризиса трёх лет происходит очень важный для ребенка психический процесс: первое яркое выражение своего «Я», попытка отдалиться от матери, удлинить психологическую «пуповину», научиться многое делать самому. Без психологического отделения от родителей ребенку сложно будет найти себя в жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях. Самым ценным новообразованием этого возраста является желание ребенка сделать что-то самостоятельно.

 

Как проявляется кризис трёх лет? Появляются следующие черты: негативизм, упрямство, обесценивание, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм. Рассмотрим их.

 

1.Негативизм. Проявляется в негативной реакции на просьбу или требование взрослого, а не на само действие. Например, мама предлагает ребёнку идти на прогулку. Малыш, который обожает гулять, вдруг заявляет: «Не пойду!» Почему? Потому что мама предложила гулять, а не он сам решил. Ребёнок может игнорировать требования одного члена семьи, а других слушаться.

 

Было замечено что негативизм в основном проявляется во взаимоотношениях с родными, а не с посторонними людьми. Возможно, подсознательно ребенок чувствует, что такое поведение по отношению к родным не принесет ему серьезного ущерба.

 

Негативизм следует отличать от обычного непослушания. Отказываясь от просьбы родителей, он «защищает» свое «Я». Например, ребёнок сидит за столом и обедает. Он уронил ложку и слез со стула, чтобы поднять её. Он уже наклонился и дотянулся до ложки, но тут мама говорит: «Подними ложку!» Мальчик тут же опять садится на стул и отвечает: «Не буду». Ребёнок поступил против своего желания и наперекор взрослому, его просьбе.

 

2.Упрямство. Его причина не в стремлении ребенка во что бы то ни стало получить желаемое или требуемое, а в том, чтобы с его мнением считались. Ребенку неважно, получит он эту вещь или нет, ему необходимо утвердиться в своей «взрослости», в том, что его мнение тоже что-то значит. Поэтому упрямый ребенок будет настаивать на своем даже в том случае, если данная вещь не очень ему нужна.

 

Например, ребёнок просит дать ему мяч. Но мяча нет, и мама предлагает ему замену, любимую машину. Малыш понимает, что машина интереснее, чем мяч. Но продолжает настаивать на своём: «Дай мяч!»

 

3.Обесценивание. Проявляется оно в том, что начинают обесцениваться все привычки и ценности, которые раньше были дороги.

 

Например, ребенок вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам: замахивается на них, как будто они живые, отказывается с ними играть, может бросить и даже сломать любимую в прошлом игрушку.

 

4.Строптивость. Направлена против принятых норм поведения в семье. Ребёнок хочет всё делать и решать сам.

 

Например, если в семье принято вместе ужинать, то ребенок начинает отказываться есть именно в это время, а затем у него появляется аппетит.

 

5.Своеволие. Выражается в стремлении ребенка делать все самостоятельно, даже если он не умеет.

 

Например, ребёнок одевается на прогулку. Он не желает, чтобы мама помогала ему. Кричит, когда она дотрагивается до него. Но так как он еще не может справиться с молнией на курточке, то расстраивается, плачет и кричит. 

 

6.Протест-бунт. Выражается в частых ссорах детей с родителями.

 

7.Деспотизм или ревность. Ребёнок начинает диктовать всем окружающим, как себя вести, и стремится, чтобы его слушались и поступали так, как он говорит. В семьях с единственным ребенком встречается стремление последнего к деспотичному подавлению окружающих: вся семья должна удовлетворять любые желания маленького тирана, в противном случае ее ждут истерики и слезы. Если же в семье несколько детей, это проявляется в ревности, а иногда и агрессии к брату или сестричке, требованиях постоянного внимания к своей персоне.

 

Родителям не следует пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений. Не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей. Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей - не допустить закрепления их крайних проявлений.

 

Что можно сделать, чтобы смягчить проявления кризиса?

 

Во-первых, поощряйте самостоятельность ребенка. Если малыш что-то хочет сделать сам, то не нужно предлагать ему помощь и пытаться контролировать его действия - он будет еще больше раздражаться. Лучше просто обеспечить его безопасность во время выполнения задачи и похвалить, когда у него все-таки получится задуманное. Можно спрашивать: «Ты это сделаешь сам или тебе нужна помощь?» Если ребёнок пытается начать делать то, что ему пока не под силу, то помогите ему. Научившись выполнять что-то в сотрудничестве со взрослым, вскоре ребёнок это сможет делать самостоятельно.

 

Во-вторых, предоставьте ребёнку свободу выбора. Для ребёнка в этом возрасте очень важно чтобы с ним советовались и интересовались его мнением. Не ставьте малышу ультиматумы, подойдете к постановке своих просьб или пожеланий изобретательнее.

 

Отлично работает приём переключения внимания. Например, вы собираетесь навестить бабушку, но подозреваете, что на ваше предложение малыш может ответить отказом. Просто предложите ребёнку выбрать одежду, в которой он поедет в гости. В результате внимание ребёнка будет сконцентрировано на выбор подходящего наряда, и он не будет думать, ехать ему с вами или нет.

 

Можно использовать негативизм ребёнка в своих целях. Например, если вы хотите отправиться с ребёнком на прогулку, то предложите ему остаться дома. Очевидно, что ребёнок возразит вам и скажет: «Нет, пойдём гулять!»

 

В-третьих, научитесь справляться с истериками ребёнка. Истерики во время кризиса довольно частое явление. Родители задаются вопросом: как поступить: не обращать внимания, наказывать, жалеть или выполнять капризы? Универсального рецепта нет. Родителям необходимо самим выбрать линию поведения. Можно дать некоторые рекомендации:

 

-во время истерики не стоит удовлетворять требования ребёнка, иначе малыш будет демонстрировать такое поведение всё чаще, использовать его как способ добиться своих требований;

-во время истерики старайтесь не ругать ребёнка. Это только усугубит ситуацию;

-постарайтесь не замечать истерики, сохраняйте спокойствие, продолжайте выполнять свои дела. Не видя вашей ответной реакции, скорее всего ребёнок успокоится;

-во время истерики в людном месте (а дети любят работать на публику), лучше всего перевести ребёнка в менее людное место (вывести из магазина, увести с детской площадки и т.д.) и подождать пока истерика закончится.

 

В-четвёртых, научитесь отказывать. Далеко не все родители умеют отказывать малышу. Тем не менее, в любой семье должны быть установлены чёткие и понятные правила, о которых ребёнок должен знать. Установите четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т.д.). Запретов не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи. Резкое «нет» необходимо говорить, когда действия ребёнка нарушают технику безопасности, например, если ребёнок засовывает ножницы в розетку или поворачивает ручки газовой плиты.

 

Длительность кризиса трёх лет индивидуальна для каждого ребенка и во многом зависит от реакции родителей на детское поведение. Некоторые дети довольно быстро проходят через все трудности этапа, другие долго мучаются, пытаясь доказать окружающим свою самостоятельность. Терпение и уважение к личности ребёнка - вот главные помощники в переживании этого нелёгкого периода формирования новых взаимоотношений между ребёнком и родителями. Важно в этот период искренне любить своего ребёнка, независимо от его поведения. Желаем вам успехов в воспитании ваших детей!

  

Список используемой литературы:

 

1.Выготский Л.С. Кризис трёх лет. - Дошкольное образование. - №15-2005.

2.Кряжева Н. Л.Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996 208 с.

3.Млодик И. Ю. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему. - М.: Генезис, 2016.

4.Смирнова Е.О., Авдеева Н.Н.,  Галигузова Л.Н. Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога  - М., 2004.

5.Урываева Н. В защиту ребёнка. О кризисе трёх лет. - Школьный психолог(газета в газете – Дошкольный психолог). - №10. - 2009.

 

logo

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo