Родителям
Развитие мелкой моторики: залог успешного развития речи и подготовки руки к письму
28
февраля
2018
Развитие мелкой моторики:
залог успешного развития речи и подготовки руки к письму
Советы логопеда
составитель: Самойленко В.В.
учитель – логопед ПМПК
МБУ «ЦМППС» г. Таганрог
Роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем внимание, мышление у детей. В дошкольных учреждениях довольно много внимания уделяется развитию моторики рук. Но это не исключает того, что при переходе ребенка в младший школьный возраст, необходимо продолжать развитие двигательных навыков.
К сожалению, в школе на первый план выходит много других важных задач, в результате чего на развитие мелкой моторики не хватает времени. Кроме того, из-за овладения детьми навыка письма, нагрузка на мелкую моторику становится еще больше.
Многие дети испытывают при этом значительные трудности, особенно, если не была проведена должная работа по подготовке руки к письму. В таких случаях, Вы, родители, можете оказать помощь своему ребенку и организовать дополнительную работу дома, направленную на развитие мелкой моторики рук.
В настоящее время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям. Можно брать их в работу.
Хочу отметить, что нижеперечисленные виды заданий могут быть использованы как для дошкольников, так и для младших школьников. Будет меняться только сложность упражнений и величина предметов, с которыми осуществляются манипуляции.
Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками. Так же подойдет и застегивание пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от навыков ребенка). Родители, желающие, чтобы их ребенок развивал мелкую моторику, должны давать ему самостоятельность при одевании: самому застегивать пуговицы на одежде, шнуровать ботинки. Разумеется, когда ребенок собирается сам, это требует гораздо больше времени. Но зато, это послужит благому делу.
Следующее приспособление, которое можно использовать – это бельевые прищепки. С их помощью можно конструировать. Например, дать ребенку круг из желтого картона и предложить сделать из прищепок лучики. Разнообразие персонажей зависит только от Вашей фантазии, это могут быть и ушки у зайчика, и листочки у дерева, и перья в хвосте у павлина, и лепестки цветика - семицветика. Так же прищепку можно использовать для массажа и самомассажа, если ею «кусать» подушечки пальцев, при этом проговаривая четверостишие. Например:
Кусается сильно котенок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
- Но я же играю с тобою, малыш!
- А будешь кусаться – скажу тебе «кыш!»
Для этого занятия выбирайте прищепки, которые легко открываются и не нанесут травму!
Хорошо помогают в развитии мелкой моторики тесемочки, шнурки, нитки. Из них можно заплетать косички или же выкладывать фигуры на ровной поверхности. Можно предложить ребенку фигуру, нарисованную на листе бумаги, и по ее контуру выложить нитку. Из проволоки можно конструировать различные фигуры, а так же буквы и цифры, что в свою очередь будет отличной профилактикой оптической дисграфии и дислексии.
Конструировать буквы можно и из пластилина. При работе с этим материалом, следует помнить, что кусок пластилина изначально должен быть твердым. Не надо предварительно класть его на батарею или помогать ребенку его раскатывать. Пока ребенок самостоятельно готовит материал к работе, его руки получают замечательный массаж, который хорошо влияет на его мелкую моторику. Для лепки так же подходит тесто. Тесто можно специально приготовить для занятий, а можно попросить ребенка помочь в приготовлении украшений для пирога (это могут быть косички, буквы, цифры, цветочки).
В качестве конструктора хорошо подойдут счетные палочки, спички (необходимо предварительно удалить со спичек серу). С их помощью можно выкладывать на плоской поверхности различные узоры и фигуры.
Для девочек подойдет работа по изготовлению бус. Для этого понадобится прочная нитка и различные бусины. Для этой цели можно использовать и макароны, а затем раскрасить такие «бусы». Стоит учесть, что если ребенок дошкольного возраста, то бусины понадобятся крупные, чем старше ребенок, тем размер бусин меньше.
Для мальчиков полезным и интересным занятием будет закручивание гаек, забивание гвоздей. Однако, стоит помнить о мерах безопасности и эта работа должна осуществляться под контролем родителей.
Можно организовать работу по вырезанию из журналов и газет различных иллюстраций. Не стоит забывать и про раскраски, контурные картинки, штриховки, различные лабиринты – дорожки, мозаики, конструкторы, которые так же благотворно влияют на развитие мелкой моторики рук.
Развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если Вы не ограничитесь постановкой задачи перед ребенком, а вместе с ребенком возьметесь за ее решение. Ведь когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые задачи даются быстрее и проще. Чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет давать результаты, тем проще будет ребенку расти, развиваться и овладевать новыми умениями.
Список литературы:
- Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль: «Академия развития», 1997
- Крупенчук О.И. Развиваем мелкую моторику. – СПб., 2002
- Громова О.Н., ПрокопенкоТ.А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики руки. Учебно – практическое пособие. Москва, «Гном и Д», 2001
- https://pedportal.net/nachalnye-klassy/logopediya/
- http://www.i-deti.ru/detskie-sady-au/arhiv/logopediya-psihologiya-defektologiya/palchiki-massiruem-rech-aktiviziruem