Родителям

Развивающие игры для детей дошкольного возраста в условиях самоизоляции

13

апреля

2020

 

Составитель:

педагог-психолог МБУ «ЦМППС»

Васильева Е. А.

 

Сегодня россияне (и жители других стран) оказались в необычной ситуации, с которой столкнулись впервые. В целях сохранения здоровья мы вынуждены соблюдать режим самоизоляции, ограничивающий контакты с другими людьми. Дети и взрослые проводят вместе все дни напролет. Ситуация для многих родителей непростая, потому что дети не могут надолго сами себя занять, нуждаются во внимании со стороны взрослых.

 

Как организовать повседневную жизнь семьи в условиях самоизоляции?

 

Основная задача родителей - это сохранение физического и психологического здоровья детей. Для ребенка дошкольного возраста условия самоизоляции - это стресс: не общаться со сверстниками, не гулять на детской площадке, не ходить в сад.

 

Важно:

 

- объяснить ребенку, что такие меры временны, но необходимы для сохранения здоровья. При этом самим родителям важно не поддаваться панике, ведь ребенок легко считывает родительское настроение и эмоциональное состояние. Попробуйте превратить ситуацию самоизоляции в игру. Маски, перчатки - «больничная» атрибутика - могут быть использованы в игровой деятельности для лечения «пациентов» (кукол, мишек и других игрушек). Не запрещайте детям играть в «страшный карантин», потому что через игру ребенок овладевает своими страхами и тревогой;

 

- создать чёткий распорядок дня: подъем, завтрак, работа, игра, отдых, сон и т. д. (по вашему усмотрению), который поможет организовать жизнь семьи;

 

- организовать совместную детско-родительскую игровую деятельность.

 

В какие игры можно играть с ребенком?

 

- Подвижные игры. Несмотря на вынужденное нахождение в квартире, ребёнку необходима физическая активность. Главное - эту активность направить в «мирное русло» и организовывать по возможности подвижные игры: например, «Бег на четвереньках», «Жмурки», «Холодно-горячо», «Прятки», танцы под музыку.

 

- Игры, развивающие мелкую моторику пальцев рук. «Послушные» пальчики позволят ребёнку быстрее освоить навыки самообслуживания (завязывание шнурков, застегивание пуговиц). При тренировке пальчиков укрепляется кисть руки, готовится к предстоящим школьным нагрузкам. Существует много игр для развития тонкой моторики руки, мы хотим предложить вашему вниманию упражнения, которыми можно заниматься в домашних условиях.

 

«Упражнения с карандашом»: ребёнок катает карандаш по столу ладошкой (ладошками), катает карандаш между ладошками, по тыльной стороне одной руки катает карандаш ладошкой второй руки, крутит карандаш поочередно пальцами на поверхности стол, крутит карандашик в воздухе.

 

«Подъемный кран». Необходимо рассыпать спички из коробка на стол. Ребенок собирает спички с помощью подушечек одних и тех же пальцев правой и левой рук (например, двумя указательными или двумя средними).

 

«Мамин помощник». Для этой игры понадобится бельевая веревка и прищепки. Натяните веревку на уровне плеч ребенка и дайте ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог стихотворения ребенок цепляет прищепку к веревке: «я прищепкой на веревку всё белье цепляю ловко».

 

«Коробочка с пуговицами». Наверняка в вашем доме есть коробочка с пуговицами, из которых можно выкладывать целые картины или отдельные предметы, а также можно поиграть в пуговичный городок (жители - пуговицы, среди них есть продавцы, водители, учителя, мамы с детьми).

 

«Месим тесто». Насыпьте в кастрюлю горох, фасоль, рис, гречневую крупу. Ребенок должен запустить туда руки и изобразить, будто месит тесто, приговаривая: кукле булки я пеку, в миску молока налью, много высыплю крупы, будут кукле пироги.

 

- Игры, развивающие память, внимание, мыслительные процессы дошкольников. «Сорока-белобока». Разложите на столе небольшие игрушки. Предложите ребенку внимательно посмотреть на стол, запомнить, какие предметы на нем лежат, а затем попросите ребенка отвернуться. Уберите или замените один предмет. Ребенок должен определить, что «сорока» утащила или подменила.

 

«Какой он?».  Покажите ребёнку любой предмет, имеющий ярко выраженную геометрическую форму (мяч, книга, косынка и т. д.) и попросите его назвать характеристики этого предмета: какой он? Например, мяч круглый, легкий, большой, маленький, желтый, зеленый.

 

«Бабушка Загадушка». Отгадывание загадок способствует развитию мыслительных процессов ребёнка.

 

Два конца, два кольца, а посередине гвоздик (ножницы).

Висит груша, нельзя скушать (лампочка).

Зимой и летом одним цветом (ёлка).

Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).

Мягкие лапки, а в лапках царапки (кошка).

По дороге я шел, две дороги нашел, по обеим пошел (брюки).

 

Игра «Кто кем был?». Ребенок должен назвать состояние, предшествовавшее тому, которое называет родитель: кем был папа? (мальчиком), чем было дерево? (ростком), кем был петух? (цыплёнком).

 

Игра «Отгадай по описанию». Подготовьте предложения-описания, по которым ребёнок должен угадать насекомое, животное, фрукт, овощ, предмет. Примерные описания: красивое насекомое с разноцветными крылышками, любит летать, питается нектаром (бабочка); длинный транспорт, состоящий из нескольких частей, ездит по железным рельсам (поезд); дикое животное, живет в лесу, воет на луну. (волк); фрукт с желтой кожурой, кислый на вкус (лимон).

 

Игра «Третий лишний». Родитель называет три слова, например, собака, кошка, лиса. Ребенок должен определить, какое слово лишнее. Все три слова обозначают названия животных, но слова «собака» и «кошка» обозначают домашних животных, а слово «лиса» - нет. Значит, слово «лиса» - «лишнее». Примеры слов: береза, сосна, роза; молоко, чай, кефир; велосипед, стул, стол; яблоко, груша, конфета.

 

Во избежание конфликтных ситуаций необходимо в закрытом пространстве квартиры организовать место для безопасного отреагирования агрессии: это может быть боксерская груша, если ее нет, то сгодится подушка в двойной наволочке.

 

Уважаемые родители, мы представили вашему вниманию упражнения, которые можно использовать в совместной деятельности с ребёнком. Возможно, эти простые задания помогут вам рассматривать период самоизоляции не как проблему, а как уникальную возможность сделать то, на что в обычной ежедневной рутине не было времени и сил: поиграть со своим ребёнком. Надеемся, эти рекомендации помогут вам в это сложное время сохранить душевный мир и покой в семье. Берегите себя и своих близких!

 

 

Литература:

Абраменкова В. В. Что делать? Руководство для родителей в период карантина. https://psy.su/persons/100_psihologov_rossii/psy/118247/

Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. - М., 1990.

 

 

logo

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo