Родителям

Речевая готовность ребёнка к школе

25

апреля

2024

Подготовила: учитель-логопед МБУ «ЦМППС»

Чижевская Мария Викторовна

Каждый родитель стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым – был крепким, здоровым, умным, успешным и удачливым. Правильная речь – важнейшее условие всестороннего развития ребенка и успешного обучения в школе.

Речевая готовность ребенка к школе во многом определяет, насколько быстро и эффективно он сможет адаптироваться к новым для себя реалиям школьной жизни. Именно речь является главным инструментом общения, познания, без нее невозможна коммуникация с другими сверстниками и учителями.

Чем лучше речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем активнее осуществляется его развитие.

Чтобы ребенок не испытывал проблем с чтением и обучением письму, к началу обучения в школе у него должны быть сформированы все компоненты речи:

1. Звуковая сторона речи. Ребёнок  чётко и внятно произносит все звуки речи, слоги, а также слова и предложения со сложной звуковой и слоговой наполняемостью. Дефектное произношение может отразиться на письме. Ребёнок будет писать, как говорит.

2. Фонематические процессы. Ребёнок умеет слышать, различать и дифференцировать звуки русского языка. Нарушение этого навыка может проявиться в заменах букв на письме.

3. Языковой анализ и синтез. В основе этого компонента  лежит умение ребёнка делить предложения на слова, слова на слоги, проводить фонематический анализ и синтез. Ребёнок умеет определять наличие и место звука в слове, последовательность звуков, называть мягкие и твёрдые согласные звуки. Недоразвитие этого навыка может  проявиться на письме в искажениях структуры слова и предложения.

4. Грамматический строй речи. Ребёнок умеет изменять слова и образовывать новые. Изменять существительные по падежам и числам; употреблять различные предлоги, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; согласовывать существительные с числительными; правильно употреблять глаголы; образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов, глаголы с помощью приставки, название детёнышей, сложные слова, притяжательные и относительные прилагательные от существительных. Недоразвитие этого навыка может проявиться в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.

5. Словарь. Ребёнок умеет называть части целого, обобщающие понятия, действия; подбирать определения к слову, антонимы, синонимы, родственные слова. Недоразвитие этого навыка может сказаться на понимании ребёнком прочитанного.

6. Связная речь. Ребёнок умеет отвечать на вопросы по прочитанной сказке (рассказу), пересказывать, составлять рассказ по картине, по серии сюжетных картин, с опорой на жизненный опыт (прогулка в лес, поездка на море, экскурсия в музей). Недоразвитие связной речи может привести к проблеме в усвоении гуманитарных предметов и в написании изложений и сочинений.

Чем же помочь будущему первокласснику?

  • Занимайтесь развитием мелкой моторики: лепите вместе с ребенком из пластилина, собирайте бусы, делайте аппликации, рисуйте, играйте с крупами. Это очень важно, так как мелкая моторика напрямую связана с развитием речи.
  • Обязательно читайте ребенку вслух. При прослушивании текста у ребенка развивается память. Заучивайте стихи, пересказывайте с ребёнком прочитанное, задавайте вопросы к иллюстрации в книге.
  • Чаще играйте  с  ребенком  в сюжетно-ролевые игры («Дочки -матери»,  «Магазин», «Больницу», «Парикмахерскую», «Стройку» и др.,) и дидактические игры. Это лучший способ научить ребенка организовывать свою деятельность и действовать по инструкции.

Развитию фонематических процессов помогут такие упражнения:

  • Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Ш], [Ж], [Р] или любой другой звук.
  • «Скажи как я»: взрослый произносит слоги и предлагает ребёнку повторить. Например : «ма-мо-мы-му-мэ», «па-по-пы-пу-пэ», и тд.,
  • «Что упало?»: взрослый показывает ребёнку несколько предметов (мяч, комок бумаги,карандаш), роняет их на стол и ребенок слушает звук падающего предмета. Затем он отворачивается и угадывает на слух, что упало. 

Развитию навыков языкового анализа и синтеза помогут следующие задания, выполнение которых не требует специальных условий:

  • Сосчитай, сколько слов в предложениях: «Мама моет посуду.», «Петя пьет вкусный сок.», «Папа едет на работу.». Назови первое и последнее слово в предложении.
  • Самостоятельно придумай предложение, в котором будет два, три слова и т. д.
  • «Цепочка»: каждое последующее слово начинается с последнего звука слова предыдущего: дом – мост – трон – нос и т. д. 

Развитию лексико-грамматической стороны речи помогут следующие задания:

  • «Семейная олимпиада»

Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

  • «Назови ласково»

Взрослый  называет  слова, а ребенок должен произнести как они будут звучать в ласковой форме. Например: ключ – ключик; гнездо – гнездышко; ухо – ушко; стул – стульчик; Красный цветок - красненький цветочек и тд.,

Развитию связной речи смогут помочь такие игры:

  • «Составь рассказ по серии картинок»

На столе раскладывается серия сюжетных картинок, ребёнок рассматривает их. Взрослый предлагает составить по ним связный рассказ.                  

  • Игра «Интервью»

Ребенок берет интервью у взрослого на выбранную тему.

  • «Предлоги»

Возьмите одноразовую картонную тарелку, расчертите её на сектора. В каждом секторе напишите предлоги - "на", "в", "под", "над", "с" и др. Играть можно как в рулетку - бросая на тарелку шарик. А можно сделать в центре тарелки стрелку и вращать её. Смысл остается тот же - на какой предлог попадет шарик или стрелка, с тем предлогом и нужно составить предложение.

Совместные игры, даже самые простые, полезны для ребенка, поскольку они развивают не только речь, но и высшие психические функции: внимание, мышление, память и восприятие.

Список литературы

  1. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи: методическое пособие. СПб, 1999. - 112 с.
  2. Величенкова О.А., Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников. М., 2015. – 320 с.
  3. Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Школьный старт. Методические рекомендации к рабочей тетради «Школьный старт». Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе. Самара, 2011. – 64 с
logo

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo