Родителям

Речевые игры по дороге домой для детей 6 лет

27

октября

2022

Подготовила: учитель-логопед МБУ «ЦМППС»

Ридуш Марина Александровна

В старшем дошкольном возрасте все психические функции и познавательные процессы направлены на совершенствование речевых навыков. Дети на шестом году жизни без дополнительных вопросов могут пересказать знакомую сказку или короткий рассказ, способны передать какие-либо впечатления, в состоянии выделить существенные признаки предметов и явлений, их высказывания отличаются яркостью образов и большим объёмом информации. Речь детей шестого года жизни достаточно развёрнута. С помощью распространённых предложений они стараются сделать излагаемое понятным и доступным для тех, кто их слушает, то есть искренне заинтересованы в результате своего общения. Стремление более точно выразить свою мысль побуждает к использованию всё большего количества слов.

В последние годы возросло и продолжает расти число детей-логопатов, поэтому родители должны внимательно отнестись к речевому развитию ребенка. Следует помнить о том, что речь детей формируется под влиянием взрослых.

От того, насколько полноценным является речевое общение ребёнка, насколько достаточна его речевая практика, каково речевое окружение, условия воспитания, зависит развитие речи ребенка. К сожалению, в нашем современном мире все меньше места остается для живого общения. Быстрый темп жизни, нехватка свободного времени не позволяет многим родителям уделять достаточное количество времени развитию детей. Но, даже возвращаясь домой из детского сада, используя время, затраченное на дорогу с пользой, можно расспросить ребенка о прошедшем дне, занятиях, которые ему понравились, его удачах и неудачах, а также поиграть с ребенком в речевые игры.

Рассмотрим варианты речевых игр, которые не требуют никаких игровых атрибутов и предварительной подготовки, а развивающий эффект от них большой. Они способствуют развитию речи, обогащению словаря, лексико-грамматического строя, связной речи, внимания, памяти, мышления.

Игра №1 «Отгадай слово»

Предложите ребенку отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь подсказками.

Например, кирпичный, высокий, многоэтажный (дом).

Едет, имеет четыре колеса, возит пассажиров (автобус), и т.д.

Игра №2 «Назови одним словом»

Взрослый называет несколько слов и предлагает ребёнку назвать их, одним словом.

Например, помидоры, тыква, кабачок (овощи).

Банан, яблоко, груша (фрукты).

Стол, стул, диван (мебель).

Стакан, блюдце, тарелка (посуда)

Игра №3 «Какого цвета?»

1 вариант: предложите ребенку назвать предметы красного (зеленого, жёлтого, оранжевого, синего, голубого, фиолетового) цвета. Например, красный – помидор, пожарная машина, сигнал светофора и т.д.

2 вариант: взрослый предлагает ребенку посмотреть вокруг и назвать предметы красного цвета, которые он видит. Это могут быть машины, дома, одежда людей и др.

Игра №4 «Кто, что делает?»

Взрослый называет предмет, задача ребенка придумать как можно больше действий которые может производить предмет. Например, кошка - мяукает, бежит, прыгает, шипит... Машина - едет, гудит, везет грузы... и т.д.

Игра №5 «Отгадай предмет по названию его частей»

Взрослый называет части предмета, задача ребенка угадать предмет. 

Например, кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Хвост, крылья, перья, клюв (птица).

Крылья, хвост, кабина, мотор (самолет).

Игра №6 «Один – много»

Взрослый называет предмет в единственном числе, a ребенок должен назвать в множественном числе. Например, сорока – сороки, берёза - берёзы, машина – машины и т.д.

Игра №7«Назови ласково»

Взрослый называет предмет, а ребёнок этот предмет должен назвать ласково. Например, кошка – кошечка, чашка – чашечка и т.д.

Игра №8 «Посчитай до 5»

Предложите ребенку посчитать предметы. Например, одна машина – две машины… – пять машин…; один дом - два дома…- пять домов… и т.д.

Игра №9 «Что лишнее»

Взрослый произносит четыре слова, а ребёнок называет лишнее и объясняет почему. Например, Стул, стол, шапка, диван (шапка не мебель). Куртка, сапоги, свитер, брюки (сапоги не одежда) и т.д.

Игра №10 «Закончи предложение»

Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает предложение.

Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела)

Я не хочу спать, потому что... (ещё рано)

Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)

Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)

Кошка забралась на дерево, чтобы... (спастись то собаки)

Игра №11 «Бывает – не бывает»

Предложите ребенку подтвердить правильность высказывания словами «бывает» или «не бывает».

Чашка жарится на сковороде.

Медведь спит в берлоге.

Человек выше собаки.

Воробей – это не птица и т.п.

Уважаемые родители, отмечайте все достижения своего ребенка, хвалите его. Самое полезное для ребенка - ваш неподдельный интерес к совместным занятиям, радость за его успехи.

Литература

  1. Косинова Е. Грамматическая тетрадь №1-4 для занятий с дошкольниками. – М.: Сфера, 2017. – 32 с.
  2. Куцина Е.В., Созонова Н.Н., Хрушкова Н.Г. Фонетические рассказы и сказки. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. В 3-х частях. – Ект.: Литур, 2016. – 32 с.
  3. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1-4. – М.: Издательство ГНОМ, 2017. – 48 с.
logo

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo