Родителям

Теоретические подходы к проблемам детско-родительских отношений в подростковом возрасте

23

марта

2022

Подготовила: педагог-психолог

МБУ «ЦМППС» Зяблова О.А.

Главным инструментом воспитания ребенка является семья, в которой закладываются основы личности ребенка. Все, что он получает в семье, влияет на его дальнейшую жизнь и находит отражение, прежде всего в подростковом возрасте.

В чем нуждается ребенок в подростковом возрасте:

  • любовь, признание, одобрение со стороны родителей;
  • поддержка родителей и их личная заинтересованность в его делах;
  • доверие к личности ребенка, уважительное отношение к ребенку как к самостоятельному и взрослому человеку;
  • руководство со стороны родителей, установление границ дозволенного поведения;
  • личный пример родителей, их способность следовать тем же принципам, которым они учат своих детей;
  • способность родителей проявлять гибкость и терпимость в своих взглядах и поведении.

Существует несколько типов негармоничного воспитания подростков, которые могут осложнить подростковый кризис ребенка.

Потворствующая гиперпротекция - «ребенок кумир семьи». Родители оказывают чрезмерное покровительство, стремятся освободить любимое чадо от малейших трудностей, от скучных и неприятных обязанностей. Это дополняется непрестанным восхищением мнимыми талантами и преувеличением действительных способностей. В итоге такой тип воспитания создает для подростка кризисную ситуацию. С одной стороны он хочет быть на виду, лидировать среди сверстников, с другой стороны подростку сложно дается навык систематического труда, упорства в достижении цели, осуществление лидерских функций.

Гиперопека. Ребенок также находится в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако в то же время лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Последствиями такого типа воспитания будут: беспомощность, неуверенность, безынициативность и эгоистичность подростка.

Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспитания предъявляет высокие требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Он стимулирует развитие у подростка тревожности и мнительности. В итоге подросток не выдерживает бремени непосильной ответственности, что приводит к образованию затяжных невротических реакций и формирует чувство протеста в отношениях с родителями.

Эмоциональное отвержение. Крайний вариант этого типа — воспитание по типу «Золушки». Родитель осознано, а чаще неосознанно отождествляет ребенка с какими-либо отрицательными моментами в своей жизни. Он не принимает индивидуальных особенностей ребенка, хочет его «улучшить», жестко контролирует и навязывает ему единственно правильный тип поведения. Нередко жестоко с ним обращается, испытывает глобальное недовольство к нему. При этом возможно два варианта поведения подростка:

  • Подросток испытывает чувство вины, теряет самоуважение, хочет

соответствовать родительским ожиданиям. Добивается любви родителей, при помощи примерного поведения, успехов в деятельности. В этом случае у подростка формируется страх «неудачи».

  • Подросток приходит к выводу, что родители «плохие». Ведет себя

агрессивно, пренебрежительно, кажется, что он специально раздражает своих родителей, мстя им за недостаток любви. Он стремится привлечь внимание родителя любой ценой, даже с помощью ссор. В этом случае образуется замкнутый круг: чем больше упрямства, негативизма со стороны подростка, тем больше наказаний, ограничений со стороны родителя, что приводит к усилению негативного поведения у подростка. В социуме такие подростки самоутверждаются с помощью вызывающего поведения. Подобная ситуация ведет ребенка вниз по ступени социального развития.

Гипопротекция. При данном типе воспитания ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Скрытая гипопротекция, наблюдается при формальном контроле и реальной невключенности в жизнь подростка. Данный тип воспитания провоцирует асоциальное поведение: побег из дома, бродяжничество, праздный образ жизни.

Как можно определить стиль воспитания в семье? Диагностическая методика Эйдемиллера Э.Г. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) (для родителей и подростков от 11 до 21 года), которая есть в свободном доступе, в интернете, поможет увидеть стиль воспитания и осознать ошибки.

Для гармоничного воспитания родителям важно понять удовлетворяются ли потребности подростка в семье, получает ли он эмоциональную поддержку и любовь. Нужно проанализировать удается ли выполнять функцию контроля по отношению к подростку, насколько соответствуют возрасту предъявляемые к нему требования и не нарушаются ли его права. Будьте осознанным родителем, чаще задавайте себе такие вопросы: «Зачем я это делаю?», «Какой результат я получу в итоге?», «Какой пример я показываю своему ребенку?».

Список литературы:

  1. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. Пер. с англ. Е. Николаевой. Питер, 2010. – 816 с.
  2. Смирнова Е.О. , Савина Е.А. Родители и дети: Психология взаимоотношений /«Коги‑ то‑Центр», 2003. — 230 с.
logo

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo