Родителям
Теоретические подходы к проблемам детско-родительских отношений в подростковом возрасте
23
марта
2022
Подготовила: педагог-психолог
МБУ «ЦМППС» Зяблова О.А.
Главным инструментом воспитания ребенка является семья, в которой закладываются основы личности ребенка. Все, что он получает в семье, влияет на его дальнейшую жизнь и находит отражение, прежде всего в подростковом возрасте.
В чем нуждается ребенок в подростковом возрасте:
- любовь, признание, одобрение со стороны родителей;
- поддержка родителей и их личная заинтересованность в его делах;
- доверие к личности ребенка, уважительное отношение к ребенку как к самостоятельному и взрослому человеку;
- руководство со стороны родителей, установление границ дозволенного поведения;
- личный пример родителей, их способность следовать тем же принципам, которым они учат своих детей;
- способность родителей проявлять гибкость и терпимость в своих взглядах и поведении.
Существует несколько типов негармоничного воспитания подростков, которые могут осложнить подростковый кризис ребенка.
Потворствующая гиперпротекция - «ребенок кумир семьи». Родители оказывают чрезмерное покровительство, стремятся освободить любимое чадо от малейших трудностей, от скучных и неприятных обязанностей. Это дополняется непрестанным восхищением мнимыми талантами и преувеличением действительных способностей. В итоге такой тип воспитания создает для подростка кризисную ситуацию. С одной стороны он хочет быть на виду, лидировать среди сверстников, с другой стороны подростку сложно дается навык систематического труда, упорства в достижении цели, осуществление лидерских функций.
Гиперопека. Ребенок также находится в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако в то же время лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Последствиями такого типа воспитания будут: беспомощность, неуверенность, безынициативность и эгоистичность подростка.
Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспитания предъявляет высокие требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Он стимулирует развитие у подростка тревожности и мнительности. В итоге подросток не выдерживает бремени непосильной ответственности, что приводит к образованию затяжных невротических реакций и формирует чувство протеста в отношениях с родителями.
Эмоциональное отвержение. Крайний вариант этого типа — воспитание по типу «Золушки». Родитель осознано, а чаще неосознанно отождествляет ребенка с какими-либо отрицательными моментами в своей жизни. Он не принимает индивидуальных особенностей ребенка, хочет его «улучшить», жестко контролирует и навязывает ему единственно правильный тип поведения. Нередко жестоко с ним обращается, испытывает глобальное недовольство к нему. При этом возможно два варианта поведения подростка:
- Подросток испытывает чувство вины, теряет самоуважение, хочет
соответствовать родительским ожиданиям. Добивается любви родителей, при помощи примерного поведения, успехов в деятельности. В этом случае у подростка формируется страх «неудачи».
- Подросток приходит к выводу, что родители «плохие». Ведет себя
агрессивно, пренебрежительно, кажется, что он специально раздражает своих родителей, мстя им за недостаток любви. Он стремится привлечь внимание родителя любой ценой, даже с помощью ссор. В этом случае образуется замкнутый круг: чем больше упрямства, негативизма со стороны подростка, тем больше наказаний, ограничений со стороны родителя, что приводит к усилению негативного поведения у подростка. В социуме такие подростки самоутверждаются с помощью вызывающего поведения. Подобная ситуация ведет ребенка вниз по ступени социального развития.
Гипопротекция. При данном типе воспитания ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Скрытая гипопротекция, наблюдается при формальном контроле и реальной невключенности в жизнь подростка. Данный тип воспитания провоцирует асоциальное поведение: побег из дома, бродяжничество, праздный образ жизни.
Как можно определить стиль воспитания в семье? Диагностическая методика Эйдемиллера Э.Г. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) (для родителей и подростков от 11 до 21 года), которая есть в свободном доступе, в интернете, поможет увидеть стиль воспитания и осознать ошибки.
Для гармоничного воспитания родителям важно понять удовлетворяются ли потребности подростка в семье, получает ли он эмоциональную поддержку и любовь. Нужно проанализировать удается ли выполнять функцию контроля по отношению к подростку, насколько соответствуют возрасту предъявляемые к нему требования и не нарушаются ли его права. Будьте осознанным родителем, чаще задавайте себе такие вопросы: «Зачем я это делаю?», «Какой результат я получу в итоге?», «Какой пример я показываю своему ребенку?».
Список литературы:
- Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. Пер. с англ. Е. Николаевой. Питер, 2010. – 816 с.
- Смирнова Е.О. , Савина Е.А. Родители и дети: Психология взаимоотношений /«Коги‑ то‑Центр», 2003. — 230 с.