Родителям

Трудности в общении со сверстниками

5

сентября

2018

Трудности в общении со сверстниками

(Рекомендации для родителей дошкольников)

 

Составитель: педагог-психолог МБУ «ЦМППС» Васильева Е.А.

 

Нередко в муниципальное бюджетное учреждение «Центр медико- психолого-педагогического сопровождения детей и подростков» обращаются родители детей дошкольного возраста. Среди причин обращения можно пе­речислить следующие:

-         проблемы адаптации ребенка к группе детского сада (ребенок не хочет расставаться с мамой, плохо идет на контакт с воспитателями, не может привыкнуть к режиму дня);

-         эмоционально-личностные особенности ребенка-неуверенность, тревож­ность, страхи;

-         трудности в общении со сверстниками, неумение сотрудничать (ребенок ни с кем не играет, не делится игрушками, всех бьёт).

Проблемы общения со сверстниками заслуживают особого внимания, так как опыт первых отношений с «равными» (со сверстниками) является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к се­бе, другим, миру в целом.

В развитии навыка общения дошкольный возраст (3-7 лет) играет зна­чимую роль, поскольку именно в это время появляется желание интенсивно общаться со сверстниками. По данным психологических исследований при­мерно каждый третий ребёнок дошкольного возраста нуждается в помощи взрослых по налаживанию отношений со сверстниками.

Прежде всего необходимо понять, в чем основная причина Трудностей в общении со сверстниками. Выделим основные группы трудностей в обще­нии, которые создают барьеры, не позволяющие ребенку дошкольного воз­раста полноценно общаться со сверстниками:

❖ Ребенок не хочет общаться по той причине, что при любом об­щении и взаимодействии необходимо управлять собой, что дается ему с большим трудом. Трудности такого характера обычно испытывают импуль­сивные и гиперактивные дети.

❖ Нежелание общаться со сверстниками может быть связано с ин­дивидуальными особенностями ребенка (для ребенка характерны пережива­ния внутреннего плана: ребенок jneделится своими переживаниями и про­блемами). Родители этих детей отмечают, что в детстве также испытывали трудности в общении со сверстниками. Необщительные, замкнутые родители не могут научить ребенка эффективному взаимодействию с окружающими. Ведь: наиболее важным является тот пример, который, общаясь с другими людьми, подают детям родители.

❖ Уже в дошкольном возрасте ребенок проявляет способности в ка­кой-то сфере, и эта сфера, этот интерес занимает много места в жизни малы­ша.

❖ Трудности в общении со сверстниками могут быть связаны у ре- бенкас преобладанием эгоистических мотивов в поведении. В этом случае от окружающих ребенка сверстников он требует беспрекословного подчинения.

❖ Ребенок не знает, как общаться, игровые навыки и навыки взаи­модействия находятся на низком уровне. Нередко дети для того, чтобы при­влечь внимание того сверстника в группе детского сада, который им нравит­ся, подходят к ребенку и толкают его.

Как помочь ребёнку преодолеть трудности в общении?

1.   Создавайте для ребёнка такие условия, чтобы он мог общаться со сверстниками: ходите в гости, приглашайте детей к себе домой, устраивайте праздники, знакомьтесь на игровых площадках.

2.   Предоставляйте ребёнку возможность действовать самостоятельно, проявлять инициативу. Помните, что чрезмерная опека с вашей стороны спо­собствует формированию таких черт характера, как замкнутость и застенчи­вость. Когда выходите гулять с ребенком, дайте ему игрушки и позвольте иг­рать с другими детьми. Не нужно стоять рядом и отслеживать все, что проис­ходит.

3.   Никогда не критикуйте ребенка за необщительность, не сравнивайте с другими детьми, не заставляйте общаться насильно.

4.   Помните, что общительность ребенка зависит от открытости и при­ветливости родителей, ведь малыш перенимает ту модель отношений, кото­рую он видит в семье. То есть, если вы не любите никого приглашать домой, а при встрече со знакомым лишь здороваетесь и тут же удаляетесь, то и от ребенка не стоит ждать гиперобщительности.

5.   Ребенка Нужно учить хорошим манерам. Пусть он говорит «здрав­ствуйте», «до свидания», «спасибо». Объясните, почему важно быть вежли­вым.

6.   Учите ребёнка общаться, показывайте приёмы установления контак­та. Сообщите ребёнку фразы, с которых можно начать разговор: «давай иг­рать вместе», «покажи мне свои игрушки».

7.   Развивайте в ребёнке умение браться за решение проблем. Нели воз­ник какой-то вопрос, поинтересуйтесь, как бы малыш его решил.

Предложите ребёнку поиграть в игру «Что ты будешь делать?»

Обсудите с ребенком следующие ситуации:

«Давай представим, что Пете и Вите поправилась машинка. Витя за­брал машинку себе и не дает Пете. Ты - Петя, что ты будешь делать?».

«Давай представим, что тебя обозвали, сказали неприятные слова. Что ты будешь делать?»

«Ты пришёл на площадку. С тобой не играют. Что ты будешь делать?»

8.    Учите ребёнка делиться с детьми игрушками или сладостями.

9.   Читайте ребенку больше сказок и стихов о дружбе. Например, рус­ские народные сказки «Лиса и журавль», «Теремок», «Зимовье зверей», «Цветик-семицветик» Катаева В. П. и другие. Обсуждайте прочитанное.

Желаем Вам успехов в воспитании ваших детей!

 

 

Литература:

1.   Алексеева Т. Т. Психологические проблемы детей дошкольного воз­раста. Как помочь ребёнку? Учебно-методическое пособие. 2-е изд.-СПб.: Речь, 2008.

2.   Клюева Н. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, ком­муникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Яро­славль: Академия развития, 1997.

3.   Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное по­собие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития. 1996.

4.   Смирнова О. Т. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие для студ. сред, педаг. учеб, заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2000. 

logo

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo