Родителям
Трудности в общении со сверстниками
5
сентября
2018
Трудности в общении со сверстниками
(Рекомендации для родителей дошкольников)
Составитель: педагог-психолог МБУ «ЦМППС» Васильева Е.А.
Нередко в муниципальное бюджетное учреждение «Центр медико- психолого-педагогического сопровождения детей и подростков» обращаются родители детей дошкольного возраста. Среди причин обращения можно перечислить следующие:
- проблемы адаптации ребенка к группе детского сада (ребенок не хочет расставаться с мамой, плохо идет на контакт с воспитателями, не может привыкнуть к режиму дня);
- эмоционально-личностные особенности ребенка-неуверенность, тревожность, страхи;
- трудности в общении со сверстниками, неумение сотрудничать (ребенок ни с кем не играет, не делится игрушками, всех бьёт).
Проблемы общения со сверстниками заслуживают особого внимания, так как опыт первых отношений с «равными» (со сверстниками) является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, другим, миру в целом.
В развитии навыка общения дошкольный возраст (3-7 лет) играет значимую роль, поскольку именно в это время появляется желание интенсивно общаться со сверстниками. По данным психологических исследований примерно каждый третий ребёнок дошкольного возраста нуждается в помощи взрослых по налаживанию отношений со сверстниками.
Прежде всего необходимо понять, в чем основная причина Трудностей в общении со сверстниками. Выделим основные группы трудностей в общении, которые создают барьеры, не позволяющие ребенку дошкольного возраста полноценно общаться со сверстниками:
❖ Ребенок не хочет общаться по той причине, что при любом общении и взаимодействии необходимо управлять собой, что дается ему с большим трудом. Трудности такого характера обычно испытывают импульсивные и гиперактивные дети.
❖ Нежелание общаться со сверстниками может быть связано с индивидуальными особенностями ребенка (для ребенка характерны переживания внутреннего плана: ребенок jneделится своими переживаниями и проблемами). Родители этих детей отмечают, что в детстве также испытывали трудности в общении со сверстниками. Необщительные, замкнутые родители не могут научить ребенка эффективному взаимодействию с окружающими. Ведь: наиболее важным является тот пример, который, общаясь с другими людьми, подают детям родители.
❖ Уже в дошкольном возрасте ребенок проявляет способности в какой-то сфере, и эта сфера, этот интерес занимает много места в жизни малыша.
❖ Трудности в общении со сверстниками могут быть связаны у ре- бенкас преобладанием эгоистических мотивов в поведении. В этом случае от окружающих ребенка сверстников он требует беспрекословного подчинения.
❖ Ребенок не знает, как общаться, игровые навыки и навыки взаимодействия находятся на низком уровне. Нередко дети для того, чтобы привлечь внимание того сверстника в группе детского сада, который им нравится, подходят к ребенку и толкают его.
Как помочь ребёнку преодолеть трудности в общении?
1. Создавайте для ребёнка такие условия, чтобы он мог общаться со сверстниками: ходите в гости, приглашайте детей к себе домой, устраивайте праздники, знакомьтесь на игровых площадках.
2. Предоставляйте ребёнку возможность действовать самостоятельно, проявлять инициативу. Помните, что чрезмерная опека с вашей стороны способствует формированию таких черт характера, как замкнутость и застенчивость. Когда выходите гулять с ребенком, дайте ему игрушки и позвольте играть с другими детьми. Не нужно стоять рядом и отслеживать все, что происходит.
3. Никогда не критикуйте ребенка за необщительность, не сравнивайте с другими детьми, не заставляйте общаться насильно.
4. Помните, что общительность ребенка зависит от открытости и приветливости родителей, ведь малыш перенимает ту модель отношений, которую он видит в семье. То есть, если вы не любите никого приглашать домой, а при встрече со знакомым лишь здороваетесь и тут же удаляетесь, то и от ребенка не стоит ждать гиперобщительности.
5. Ребенка Нужно учить хорошим манерам. Пусть он говорит «здравствуйте», «до свидания», «спасибо». Объясните, почему важно быть вежливым.
6. Учите ребёнка общаться, показывайте приёмы установления контакта. Сообщите ребёнку фразы, с которых можно начать разговор: «давай играть вместе», «покажи мне свои игрушки».
7. Развивайте в ребёнке умение браться за решение проблем. Нели возник какой-то вопрос, поинтересуйтесь, как бы малыш его решил.
Предложите ребёнку поиграть в игру «Что ты будешь делать?»
Обсудите с ребенком следующие ситуации:
«Давай представим, что Пете и Вите поправилась машинка. Витя забрал машинку себе и не дает Пете. Ты - Петя, что ты будешь делать?».
«Давай представим, что тебя обозвали, сказали неприятные слова. Что ты будешь делать?»
«Ты пришёл на площадку. С тобой не играют. Что ты будешь делать?»
8. Учите ребёнка делиться с детьми игрушками или сладостями.
9. Читайте ребенку больше сказок и стихов о дружбе. Например, русские народные сказки «Лиса и журавль», «Теремок», «Зимовье зверей», «Цветик-семицветик» Катаева В. П. и другие. Обсуждайте прочитанное.
Желаем Вам успехов в воспитании ваших детей!
Литература:
1. Алексеева Т. Т. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку? Учебно-методическое пособие. 2-е изд.-СПб.: Речь, 2008.
2. Клюева Н. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997.
3. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития. 1996.
4. Смирнова О. Т. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие для студ. сред, педаг. учеб, заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2000.