Родителям

Упражнения для развития грамматического строя речи у детей 5-6 лет

28

мая

2022

Подготовила: учитель-логопед МБУ «ЦМППС»

Дзюба О.А.

У многих детей старшего дошкольного возраста отмечаются недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи: дети с трудом могут подобрать нужное слово, неправильно употребляют предлоги, изменяют окончания слов, не согласуют слова между собой и т.п. 

Развивать грамматический строй речи ребенка 5-6 лет можно  ненавязчиво, не заставляя, не усаживая на специальные занятия в строго определенное время.

На улице, на даче, дома существует масса ситуаций, когда вы можете отрабатывать грамматические категории. Нужно просто проявить немного фантазии, ну и конечно, иметь желание!

В каждом доме найдутся предметы разной величины, можно упражняться в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных. Большой мяч, а маленький мячик. Большая машина, а маленькая машинка. Большое яблоко, а маленькое яблочко. А потом попросите ласково назвать бабушку, дедушку, Олю, Катю, Васю.

Можно еще отрабатывать падежные формы существительных. Отрабатывая родительный падеж, можно поиграть в игру: «Чего не стало?». Положите несколько предметов или игрушек (4-5). Попросите ребенка запомнить, что тут лежит. А затем прячьте по 1-2 предмета и спрашивайте: «Чего не стало? Не стало вазы, перчаток, щетки…».

Выполняя с ребенком домашние дела, можно отрабатывать употребление существительных в винительном и творительном падежах.   Попросите ребенка прокомментировать, что мы постирали? (кофту, носки, майку, полотенце, шапку…). Или повесили на веревку? Или купили в магазине?(Винительный падеж)  Когда умываетесь, спросите: «Чем будем чистить зубы? (щеткой); Вытираться? (полотенцем); Чем я буду гладить белье?; Чем ты хочешь рисовать?; А чем мы будем кормить нашего кота или собаку?»( Творительный падеж).

Отрабатывая согласование существительных с прилагательными, пусть дошкольник называет предметы красного цвета (из тех, что есть дома или на детской площадке, или по дороге, или в машине…). Красная горка; красное ведро; красные сапоги у мамы... Затем это будет зеленый, синий, желтый и другие цвета. Можно дать задание найти на кухне круглые предметы, квадратные предметы, сладкие, кислые, вкусные…

Всегда и везде мы можем «просчитывать» предметы. По дороге в детский сад посчитайте с ребенком машины, деревья, столбы, птичек… (одно дерево – два дерева… - пять деревьев). Поднимаясь по ступенькам, считайте ступеньки (одна ступенька – две ступеньки… - пять ступенек). Когда стоите на остановке, посчитайте этажи соседнего дома или сами дома. Собираясь завтракать, обедать посчитайте ложки, вилки, тарелки, чашки, конфеты, сушки, которые есть на столе. Когда играете с ребенком, попросите посчитать кубики, кукол, книги, карандаши… все то, что можно посчитать. Так будет отрабатываться согласование существительных с числительными. Главное, чтобы окончания были правильными.

Очень хорошо в бытовой обстановке отрабатывать употребление предлогов: на, в, под, за, из-за, из-под. Убирая  игрушки, говорите вместе с ребенком: «Кубики кладем в коробку, куклу посадим в шкаф, мишку на шкаф, карандаши положим в ящик и так далее». А когда достаете что-нибудь, тоже говорите: «Кубики достанем из коробки, куклу – из шкафа, мячик из-под шкафа». Находясь в комнате спросите: «Что у нас на диване? Подушка на диване, книга на диване…Что у нас под столом? Мячик под столом, ручка под столом, карандаш под столом».

Немало интересного может узнать ребенок на кухне. Когда вы готовите суп из гороха, расскажите малышу об этом, уточните, что суп называется «гороховый». А суп из фасоли – фасолевый, а салат из моркови – морковный и так далее. А затем сами спросите: «Как называется сок, компот из слив, яблок, груш?». Когда варите или едите кашу, расскажите, как называется каша (рисовая, пшенная, геркулесовая, гречневая…). Здесь же на кухне можно обратить внимание на то, из чего сделаны разные предметы. Стакан из стекла – стеклянный, сковорода из чугуна – чугунная, ведро из пластмассы – пластмассовое, стул из дерева – деревянный. Одевая или раздевая ребенка, обратите внимание на: сапоги из резины – резиновые, шубка из меха – меховая, шарф из шерсти – шерстяной. На прогулке в парке назовите листочки (кленовые, березовые, дубовые).

Ребенок будет обязательно допускать ошибки. Никогда не повторяйте неправильно сказанную фразу! Взрослый должен несколько раз произнести правильную форму, а затем попросить сказать правильно ребенка. Обязательно поощряйте малейшие успехи ребенка. Желаем вам успехов и  удовольствия  в общении!

logo

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo