Родителям

Воспитание сказкой

29

июня

2020

 

Составитель:

социальный педагог Калюжная Е.В.

  

Рассказывание историй – древнейший способ человеческого общения и, пожалуй, один из наиболее подходящих детям. Сказка лечит душу человека, ненавязчиво учит преодолевать жизненные трудности, ведь в сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять (не так обидно, не так стыдно). Сказки часто используют в работе с детьми дошкольного возраста, чтобы избавиться от страхов, побороть неуверенность и стать более самостоятельными. Хорошая сказка творит настоящее чудо.

 

Сказочные истории, написанные специально для детей и ориентированные на конкретные проблемы, - это разговор с ребёнком о трудностях на его собственном языке. Они гораздо результативнее уговоров родителей. Детям ближе и понятнее персонажи с теми же проблемами, что и у них. Ведь чем больше знаешь о том, что пугает, тем меньше боишься. Контекст истории может быть совсем непохожим на реальную жизнь, поскольку в сказке вполне уместны чудеса. Главное, чтобы в конце истории герой преодолел все препятствия и победил свой страх. В таких сказках часто звучат темы дружбы и любви, утверждение, что окружающий мир добр к человеку.

 

Ребенок понимает, что главному герою помогает и собственная внутренняя сила, его положительные качества и умения. Поскольку малыш отождествляет себя с главным героем, осознание своих сильных сторон придает решимости и поднимает дух ребенку.

 

Рассмотрим приёмы работы со сказкой.

 

1.Предложите ребенку придумать свою сказку. Это позволит развить детскую фантазию и послужит хорошим упражнением для речи. У вас в доме наверняка есть толстая книжка со сказками. «Вот что однажды приключилось с этой книгой. Злой колдун перепутал в ней все страницы. Только собрался Иван-царевич из сказки "Царевна-лягушка" в путь за Василисой Прекрасной, как попал совершенно в другую сказку. Нет у царевича его верных помощников, как теперь освободить невесту? Перешагнул страницу Иван-Царевич, и... Как же ему помогли герои других сказок?» Придумывайте продолжение вместе.

 

2.Предложите придумать окончание истории. Для этого можно прочитать ребенку короткий смешной стишок. Текст стиха послужит ему отправной точкой для сочинительства. Например,

 

Шар воздушный, шаловливый

Непослушный и строптивый

Вместе с ветром убежал.

А куда - нам не сказал.

 

Что же случилось дальше с воздушным шариком? Помогайте ему наводящими вопросами.

 

  1. Предложите переписать окончание известной сказки. Мы с вами привыкли к известным концам сказок. Действительно, в сказках как будто все завершено: репку вытащили, Колобка съела Лиса, Красная Шапочка и бабушка остались живы и невредимы, Золушка и принц поженились. Попробуйте использовать метод «А что потом?» (начало после конца). Меняя конец сказки и продолжая повествование, вы можете направить ребенка в нужное русло. Например, репку вытащили, а как ее делили - кто им мешал или помогал при этом, что сделали спасатели Красной Шапочки со злодеем волком; а как живут Золушка и принц, поженившись, - может им опять мешает злая мачеха с дочерями.

 

Как видите, вариантов масса!

 

Нередко родители дошкольников сталкиваются с нежеланием  детей идти в школу. Поступление в школу - важный этап в жизни и многие дети с трепетом и волнением готовятся переступить порог школы. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности, и ребенок не хочет идти в школу. Сказка может помочь будущим первоклассникам преодолеть страх перед школьной жизнью.

 

Приведём пример такой сказки.

 

«Лесная школа».

 

Жил-был Ежик. Он был маленький, кругленький, серого цвета, с остреньким носиком и черными глазками-пуговками. На спине у Ежика были самые настоящие колючки. Но он был очень добрым и ласковым. А жил Ежик в школе. Да, в самой обыкновенной школе, где было много детей, которых учили мудрые учителя. Как он сюда попал, Ежик и сам не знал: наверное, какой-то школьник принес его в «живой уголок» еще крохотным.

 

Очень нравилось Ежику, как проходили уроки. Вместе с детьми Ежик научился читать, писать, считать, изучал и другие предметы. Конечно, это было незаметно для людей. Им казалось: бегает Ежик, радуется жизни. А Ежик мечтал... о том, что, когда вырастет, станет учителем и сможет научить своих лесных друзей всему, что умеет и чему научился в школе.

 

Вот Ежик стал взрослым, и пришла пора осуществиться его мечте. Лесные жители построили настоящую школу, в которой будут учиться зайчата, лисята, волчата, мышата и другие зверята. Учитель-Еж готовил класс к приему первоклассников. В светлой комнате стояли столы, на стене висела доска. Еж принес учебники - книжки, которые помогут учить зверят.

 

А в лесу суета, переполох. Заяц бегает целый день в поисках портфеля для сынишки. Медведица трудится над костюмчиком для Медвежонка. Лисичка волнуется: «Надо Лисенка помыть, расчесать, а его все нет, где-то в лесу играет!»

 

Но Лисенок, Волчонок, Медвежонок вместе с Белочкой и Зайчонком занимались важным и нужным делом. Зверята в лесу собирали букет для своего учителя. Собирали и разговаривали.

 

- Ой, Белочка, как же ты будешь в школе учиться? Ты все скачешь да прыгаешь, - волновался за подружку Лисенок.

- Не знаю, - ответила Белочка, - я и правда не могу усидеть на месте.

- Ничего, - успокоил ее Зайчонок, - там, говорят, перемены будут, вот на них и попрыгаешь.

- Перемены? - удивился Волчонок. - А мне папа говорил, что в школе будут уроки, на которых будем учиться.

- Да, но все время учиться, долго сидеть за столами мы устанем, - объяснял Зайчонок, - поэтому и нужны перемены, когда можно отдохнуть.

- Поживем - увидим, - проворчал Медвежонок, - а сейчас давай цветы самые красивые выбирать, чтобы Учителю-Ежу понравились.

- А какой он - учитель? - задумалась Белочка. - Добрый или злой?

- Не знаю... - размышлял Волчонок. - Самое главное, мне кажется, чтобы он был умным, чтобы много знал и нас мог научить.

- А я хочу, чтобы добрым был, - продолжала Белочка, - и все разрешал.

- О, я представляю, что за уроки тогда будут! - удивился Лисенок. - Одному разрешили кричать, другому скакать, а третьему в игрушки играть!

 

Все ребята-зверята весело засмеялись.

 

- Мне хотелось бы учителя доброго, но строгого и справедливого, чтобы мог помочь в трудную минуту и чтобы на уроке с ним было интересно, - закончила свои рассуждения Белочка.

- Ой, ребята, смотрите, какой у нас большой и красивый букет получился! Нашему учителю будет очень приятно – обрадовались зверята.

 

В Лесной школе было тихо и свежо. В ожидании первоклассников деревья на школьном дворе принарядились и шелестели своей желто-красной листвой. Оказалось, что они тоже разговаривают.

 

- Пора, пора! - сообщает всему лесу клен.

- В школу, в школу! - шепчет березка.

 

Вот такая прекрасная сказка для будущих первоклассников.

 

Сопереживая сказочным героям, дети преодолевают тревоги и конфликты, с которыми им приходится сталкиваться, им легче осознавать причины волнений. Сказочное описание школьных атрибутов, класса, правил позволит сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни.

  

Используемые источники:

 

  1. https://infopedia.su/;
  2. https://nsportal.ru/;
  3. https://deti.mail.ru/.

 

logo

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo