Родителям

Эффективные методы развития речи у детей 3-4 лет

19

августа

2019

Эффективные методы развития речи у детей 3-4 лет

Консультация для родителей

составитель:   учитель-логопед 

МБУ «ЦМППС» Якушенко И.С.

 

Вашему малышу от 3 до 4 лет. В это время ребенок совершает огромный шаг вперед по сравнению со своими прежними речевыми навыками. В этом возрасте ребенок знает уже много слов (около 2000). Он старается говорить правильно, подражая взрослым. Зачастую, у малыша это не очень хорошо получается.

Чтобы повысить уровень развития речи, с ребенком необходимо много заниматься: разговаривать, играть, рисовать, читать ему, учить вместе с ним стихотворения.

Речь ребёнка 3-4 лет еще несовершенна. Свои мысли он выражает простыми предложениями. Однако, чем старше становится ребенок, тем объемнее запас знакомых ему слов – словарный запас.

 

В этом возрасте малыш уже способен:

  • назвать своё имя, фамилию, а некоторые – и отчество;
  • назвать имена ближайших родственников (мамы, папы, бабушки, дедушки, сестры, брата) и друзей;
  • описать увиденную или пережитую им ситуацию;
  • использовать в речи простые предложения и постепенно переходить к более сложным;
  • классифицировать предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка – этопосуда; куртка, свитер, платье – это одежда и т. д.;
  • пересказать любимый мультфильм или сказку;
  • повторять за взрослым слова или небольшие фразы, меняя силу голоса (громко и тихо).

На этом этапе у ребёнка расширяется круг общения, малыш интересуется абсолютно всем! Поэтому он с лёгкостью запоминает сказанное и услышанное.

Нет ничего страшного, если он немного коряво построит предложение или неправильно назовёт признак и действие предмета. Это очень несущественные, незначительные ошибки, легко исправляемые посредством регулярных занятий.

Существуют гораздо более серьёзные отклонения в речи, которые очень важно вовремя выявить и попытаться исправить.

 

Родители, проконсультируйтесь с логопедом, если:

  • ребенок не говорит или употребляет очень ограниченное количество слов;
  • речь Вашего ребёнка очень трудно понять;
  • в речи малыша нет элементарных предложений, только односложные ответы «да», «нет», ему трудно составить предложение по элементарной картинке типа «мальчик рисует дом»;
  • ребенку трудно понять даже самую простую Вашу просьбу, обращение;
  • малыш произносит фразы исключительно из книг или мультфильмов, которые слышал ранее;
  • частое, повышенное слюноотделение, не продиктованное ростом зубов.

 

Очень важно, Вам, родители, создавать условия, в которых происходит речевое развитие 3-4-летнего малыша.

 

Что обеспечивает наиболее эффективное развитие речи

детей 3-4 лет? Конечно же ИГРЫ!

 

1.     Учите Вашего сына или дочку самостоятельно описывать предметы. Сначала покажите, как это делается.

 

Например, поставив перед ребенком чашку, предложите ему еще раз внимательно рассмотреть ее, а затем задайте примерно такие вопросы:

Взрослый: Что это?

Ребенок: Чашка.

Взрослый: Чашка какого цвета?

Ребенок: Белого.

Взрослый: Что на ней нарисовано? (Показывает на рисунок.)

Ребенок: Цветочек.

Взрослый: А это что у чашки? (Показывает на ручку.)

Ребенок: Ручка.

Взрослый: Зачем нужна ручка?

Ребенок: Чтоб держать чашку.

Взрослый: Зачем нужна чашка?

Ребенок: Пить.

Взрослый: Что можно пить из чашки?

Ребенок: Воду, чай, молоко.

 

 

Положите перед ребенком 3—4 предмета, например,

карандаш, машину, мяч.

Пусть малыш выполняет сначала роль продавца, а вы — покупателя. Попросите дать вам предмет, описав его.

Взрослый: длинный, красный, им можно рисовать.

Ребенок: это карандаш.

Затем роли меняются. Ребенок может попросить у вас предмет:

Ребенок: у неё есть колеса, кабина, руль, её можно катать по полу.

Взрослый: это машина.

2.     Приучайте малыша сравнивать и сопоставлять предметы, находить в них общее, указывать, чем они отличаются друг от друга.

 

Предложите ребенку две разные игрушечные машины и попросите его ответить, одинаковые машины или нет, чем они отличаются, что у них общего.

(Можно сопоставлять и сравнивать предметы, изображенные на рисунках).

3.     Развивайте слуховое восприятие.

 

Игра «Найди пару»

Заранее приготовьте несколько пар коробочек или баночек, наполненных разными наполнителями, например, 2 коробки с крупой, 2 коробки со скрепками, 2 коробки с мелкими камушками, 2 коробки с пуговицами и т.д.

Один набор коробок у взрослого, второй – у ребенка.

Взрослый: Трясет коробочкой, чтобы ребенок послушал, как она звучит.

Ребенок: Ищет в своем комплекте коробочку с таким же звучанием.

 

Игра «Какой звук?»

Ребенку дают две карточки, на одной длинная полоска, на другой-короткая.

Взрослый: Воспроизводит звук на каком-либо музыкальном инструменте (дудочке, металлофоне, пианино). Звучание должно быть то длинным, то коротким.

Ребенок:  Определяет, какой звук он услышал – длинный или короткий  и показывает соответствующую карточку.

4.     Развивайте мелкую моторику.

 

Все занятия, требующие аккуратной работы руками и пальцами, оказывают воздействие и на речевой центр в мозге. Так что предоставьте ребенку для этого максимум возможностей:

·          Рисуйте на крупах и муке, перебирайте фасоль;

·          Купите или сделайте сами игры-шнуровки;

·          Играйте с пластилином; (нестандартные походы — пластилином можно раскрашивать рисунки на бумаге, вдавливать в него горох или бусины и т.д.);

·          Поиграйте в «волшебный мешочек» (положите в непрозрачный мешок или сумку предметы различной формы, пусть ребенок на ощупь постарается угадать каждую);

 

 

 

Уважаемые родители!

Обязательно отмечайте все достижения своего чада, хвалите его. Моральная и психологическая поддержка, своевременная похвала становится мощным стимулом к развитию.

 

 

Литература:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. -М., 1999.
  2. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников.-М., 2001.
logo

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo