Родителям
Эффективные методы развития речи у детей 3-4 лет
19
августа
2019
Эффективные методы развития речи у детей 3-4 лет
Консультация для родителей
составитель: учитель-логопед
МБУ «ЦМППС» Якушенко И.С.
Вашему малышу от 3 до 4 лет. В это время ребенок совершает огромный шаг вперед по сравнению со своими прежними речевыми навыками. В этом возрасте ребенок знает уже много слов (около 2000). Он старается говорить правильно, подражая взрослым. Зачастую, у малыша это не очень хорошо получается.
Чтобы повысить уровень развития речи, с ребенком необходимо много заниматься: разговаривать, играть, рисовать, читать ему, учить вместе с ним стихотворения.
Речь ребёнка 3-4 лет еще несовершенна. Свои мысли он выражает простыми предложениями. Однако, чем старше становится ребенок, тем объемнее запас знакомых ему слов – словарный запас.
В этом возрасте малыш уже способен:
- назвать своё имя, фамилию, а некоторые – и отчество;
- назвать имена ближайших родственников (мамы, папы, бабушки, дедушки, сестры, брата) и друзей;
- описать увиденную или пережитую им ситуацию;
- использовать в речи простые предложения и постепенно переходить к более сложным;
- классифицировать предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка – этопосуда; куртка, свитер, платье – это одежда и т. д.;
- пересказать любимый мультфильм или сказку;
- повторять за взрослым слова или небольшие фразы, меняя силу голоса (громко и тихо).
На этом этапе у ребёнка расширяется круг общения, малыш интересуется абсолютно всем! Поэтому он с лёгкостью запоминает сказанное и услышанное.
Нет ничего страшного, если он немного коряво построит предложение или неправильно назовёт признак и действие предмета. Это очень несущественные, незначительные ошибки, легко исправляемые посредством регулярных занятий.
Существуют гораздо более серьёзные отклонения в речи, которые очень важно вовремя выявить и попытаться исправить.
Родители, проконсультируйтесь с логопедом, если:
- ребенок не говорит или употребляет очень ограниченное количество слов;
- речь Вашего ребёнка очень трудно понять;
- в речи малыша нет элементарных предложений, только односложные ответы «да», «нет», ему трудно составить предложение по элементарной картинке типа «мальчик рисует дом»;
- ребенку трудно понять даже самую простую Вашу просьбу, обращение;
- малыш произносит фразы исключительно из книг или мультфильмов, которые слышал ранее;
- частое, повышенное слюноотделение, не продиктованное ростом зубов.
Очень важно, Вам, родители, создавать условия, в которых происходит речевое развитие 3-4-летнего малыша.
Что обеспечивает наиболее эффективное развитие речи
детей 3-4 лет? Конечно же ИГРЫ!
1. Учите Вашего сына или дочку самостоятельно описывать предметы. Сначала покажите, как это делается. |
|
|
Например, поставив перед ребенком чашку, предложите ему еще раз внимательно рассмотреть ее, а затем задайте примерно такие вопросы: Взрослый: Что это? Ребенок: Чашка. Взрослый: Чашка какого цвета? Ребенок: Белого. Взрослый: Что на ней нарисовано? (Показывает на рисунок.) Ребенок: Цветочек. Взрослый: А это что у чашки? (Показывает на ручку.) Ребенок: Ручка. Взрослый: Зачем нужна ручка? Ребенок: Чтоб держать чашку. Взрослый: Зачем нужна чашка? Ребенок: Пить. Взрослый: Что можно пить из чашки? Ребенок: Воду, чай, молоко.
|
|
Положите перед ребенком 3—4 предмета, например, карандаш, машину, мяч. Пусть малыш выполняет сначала роль продавца, а вы — покупателя. Попросите дать вам предмет, описав его. Взрослый: длинный, красный, им можно рисовать. Ребенок: это карандаш. Затем роли меняются. Ребенок может попросить у вас предмет: Ребенок: у неё есть колеса, кабина, руль, её можно катать по полу. Взрослый: это машина. |
2. Приучайте малыша сравнивать и сопоставлять предметы, находить в них общее, указывать, чем они отличаются друг от друга. |
|
|
Предложите ребенку две разные игрушечные машины и попросите его ответить, одинаковые машины или нет, чем они отличаются, что у них общего. (Можно сопоставлять и сравнивать предметы, изображенные на рисунках). |
3. Развивайте слуховое восприятие. |
|
|
Игра «Найди пару» Заранее приготовьте несколько пар коробочек или баночек, наполненных разными наполнителями, например, 2 коробки с крупой, 2 коробки со скрепками, 2 коробки с мелкими камушками, 2 коробки с пуговицами и т.д. Один набор коробок у взрослого, второй – у ребенка. Взрослый: Трясет коробочкой, чтобы ребенок послушал, как она звучит. Ребенок: Ищет в своем комплекте коробочку с таким же звучанием. |
|
Игра «Какой звук?» Ребенку дают две карточки, на одной длинная полоска, на другой-короткая. Взрослый: Воспроизводит звук на каком-либо музыкальном инструменте (дудочке, металлофоне, пианино). Звучание должно быть то длинным, то коротким. Ребенок: Определяет, какой звук он услышал – длинный или короткий и показывает соответствующую карточку. |
4. Развивайте мелкую моторику. |
|
|
Все занятия, требующие аккуратной работы руками и пальцами, оказывают воздействие и на речевой центр в мозге. Так что предоставьте ребенку для этого максимум возможностей: · – Рисуйте на крупах и муке, перебирайте фасоль; · – Купите или сделайте сами игры-шнуровки; · – Играйте с пластилином; (нестандартные походы — пластилином можно раскрашивать рисунки на бумаге, вдавливать в него горох или бусины и т.д.); · – Поиграйте в «волшебный мешочек» (положите в непрозрачный мешок или сумку предметы различной формы, пусть ребенок на ощупь постарается угадать каждую); |
Уважаемые родители!
Обязательно отмечайте все достижения своего чада, хвалите его. Моральная и психологическая поддержка, своевременная похвала становится мощным стимулом к развитию.
Литература:
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. -М., 1999.
- Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников.-М., 2001.